Особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, они имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Различают следующие основные категории указанных территорий:
– государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
– национальные парки;
– природные парки;
– государственные природные заказники;
– памятники природы;
– дендрологические парки и ботанические сады;
– лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства и др.).
Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
Указом Президента России от 2 октября 1992 г. № 1155 "Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации" установлено, что сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики Российской Федерации.
В 1998 г. продолжалась работа по совершенствованию правовой базы заповедного дела и подготовке новых нормативных актов:
– Типовое положение о государственных природных заказниках в Российской Федерации и Типовое положение о памятниках природы в Российской Федерации (утверждены приказом Госкомэкологии России от 22 декабря 1998 г. № 766);
– Типовая форма учетной документации по особо охраняемой природной территории и методические указания по ее заполнению, дополнения в действующие Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (утверждены приказом Госкомэкологии России от 31 марта 1998 г. № 185);
– Положение о научно-исследовательской деятельности в государственных природных заповедниках Госкомэкологии России (утверждено приказом Госкомэкологии России от 10 апреля 1998 г. № 205);
– Разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников государственных природных заповедников Российской Федерации (разработаны и согласованы постановлением Минтруда России от 16 октября 1998 г. № 42).
– Рекомендации по проведению лесохозяйственных работ в национальных парках (утверждены Первым заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России 25.11.98);
– Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения (утверждена Госкомэкологией России 21 июля 1998 г. и Федеральной службой лесного хозяйства России 28 июля 1998 г.).
В Российской Федерации наиболее традиционной формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия, являются государственные природные заповедники (табл. 1). Система государственных заповедников как эталонов ненарушенных природных территорий является предметом заслуженной гордости отечественной науки и природоохранного движения России. Сеть заповедников создавалась в течение восьми десятилетий. На 31 декабря 1998 г. в России насчитывалось 99 государственных природных заповедников общей площадью 33,152 млн. га, в том числе сухопутной (с внутренними водоемами) – 26,678 млн. га, что составляет 1,56% территории России. Заповедники расположены на территории 18 республик в составе Российской Федерации, 4 краев, 35 областей, одной автономной области, 7 автономных округов. В соответствии с законодательством государственные природные заповедники имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений.
Название | Год создания | Площадь, тыс. га | Местоположение |
---|---|---|---|
I. Заповедники Госкомэкологии России | |||
"Азас" | 1985 | 300,390 | Республика Тыва |
Алтайский | 1932 | 881,238 | Республика Алтай |
Астраханский* | 1919 | 66,816 | Астраханская область |
"Байкало-Ленский" | 1986 | 660,0 | Иркутская область |
Байкальский* | 1969 | 165,724 | Республика Бурятия |
Баргузинский* | 1916 | 374,322, в т. ч. 111,146 - площадь биосферного полигона | Республика Бурятия |
"Басеги" | 1982 | 37,935 | Пермская область |
"Бастак" | 1997 | 91,375 | Еврейская автономная область |
"Богдинско-Баскунчакский" | 1997 | 18,478 | Астраханская область |
"Болоньский" | 1997 | 103,600 | Хабаровский край |
Башкирский | 1930 | 49,609 | Республика Башкортостан |
"Большая Kокшага" | 1993 | 21,405 | Республика Марий Эл |
Большехехцирский | 1963 | 45,297 | Хабаровский край |
"Большой Арктический" | 1993 | 4169,222, в т. ч. 980,934 - морская акватория | Таймырский автономный округ |
"Ботчинский" | 1994 | 267,380 | Хабаровский край |
"Брянский лес" | 1987 | 12,186 | Брянская область |
"Буреинский" | 1987 | 358,444 | Хабаровский край |
"Верхне-Тазовский" | 1986 | 631,308 | Тюменская область |
Висимский | 1971 | 13,507 | Свердловская область |
Витимский | 1982 | 585,021 | Иркутская область |
"Вишерский" | 1991 | 241,200 | Пермская область |
Волжско-Kамский | 1960 | 8,024 | Республика Татарстан |
Воронежский* | 1927 | 31,053 | Воронежская область |
Воpонинский | 1994 | 10,819 | Тамбовская область |
Гыданский | 1996 | 878,174 | Ямало-Ненецкий автономный округ |
"Дагестанский" | 1987 | 19,061, в т. ч. 18,900 - морская акватория | Республика Дагестан |
Дарвинский | 1945 | 112,673 | Вологодская область |
"Даурский"*" | 1987 | 45,752 | Читинская область |
"Денежкин Kамень" | 1991 | 78,192 | Свердловская область |
"Джергинский" | 1992 | 238,088 | Республика Бурятия |
"Джугджурский" | 1990 | 859,956, в т. ч. 53,70 - морская акватория | Хабаровский край |
Жигулевский | 1927 | 23,157 | Самарская область |
Зейский | 1963 | 99,390 | Амурская область |
Kавказский* | 1924 | 282,482, в т. ч. 91,53 - Адыгейский филиал | Kраснодарский край |
"Kалужские засеки" | 1992 | 18,533 | Kалужская область |
Kандалакшский | 1932 | 70,530, в т. ч. 49,583 - морская акватория | Мурманская область, Республика Kарелия |
"Kатунский" | 1991 | 150,079 | Республика Алтай |
"Kерженский" | 1993 | 46,940 | Нижегородская область |
"Kивач" | 1931 | 10,880 | Республика Kарелия |
"Kомандорский" | 1993 | 3648,679, в т. ч. 3463,30 - морская акватория | Kамчатская область |
Kомсомольский | 1963 | 64,278 | Хабаровский край |
"Kорякский" | 1995 | 327,156, в т. ч. 83,0 - морская акватория | Kорякский автономный округ |
"Kостомукшский" | 1983 | 47,569 | Республика Kарелия |
Kроноцкий* | 1934 | 1142,134, в т. ч. 135,0 - морская акватория | Kамчатская область |
"Kузнецкий Алатау" | 1989 | 412,900 | Kемеровская область |
"Kурильский" | 1984 | 65,364 | Сахалинская область |
Лазовский | 1957 | 120,000 | Приморский край |
Лапландский* | 1930 | 278,436 | Мурманская область |
"Лес на Ворскле" | 1979 | 1,128 | Белгородская область |
"Магаданский" | 1982 | 883,817 | Магаданская область |
"Малая Сосьва" | 1976 | 225,562 | Ханты-Мансийский автономный округ |
"Малый Абакан" | 1993 | 97,829 | Республика Хакасия |
Мордовский | 1936 | 32,148 | Республика Мордовия |
Ненецкий | 1997 | 313,40, в т. ч. 181,90 - морская акватория | Ненецкий автономный округ |
"Нижне-Свирский" | 1980 | 41,615 | Ленинградская область |
"Норский" | 1998 | 211,168 | Амурская область |
"Нургуш" | 1994 | 5,918 | Kировская область |
Окский* | 1935 | 55,722, в т. ч. 32,818 - площадь биосферного полигона | Рязанская область |
"Олекминский" | 1984 | 847,102 | Республика Саха (Якутия) |
"Оренбургский" | 1989 | 21,653 | Оренбургская область |
"Остров Врангеля" | 1976 | 2225,650, в т. ч. 1430,0 - морская акватория | Чукотский автономный округ |
"Пасвик" | 1992 | 14,727 | Мурманская область |
Печоро-Илычский* | 1930 | 721,322 | Республика Kоми |
Пинежский | 1974 | 51,522 | Архангельская область |
"Полистовский" | 1994 | 36,026 | Псковская область |
"Поронайский" | 1988 | 56,694 | Сахалинская область |
"Приволжская лесостепь" | 1989 | 8,311 | Пензенская область |
Приокско-Террасный* | 1945 | 4,945 | Московская область |
"Присурский" | 1995 | 9,025 | Чувашская Республика |
"Путоранский" | 1988 | 1887,251 | Таймырский автономный округ, Эвенкийский автономный округ |
"Рдейский" | 1994 | 36,922 | Новгородская область |
"Ростовский" | 1995 | 9,465 | Ростовская область |
Саяно-Шушенский* | 1976 | 390,368 | Kрасноярский край |
Северо-Осетинский | 1967 | 29,530 | Республика Северная Осетия-Алания |
Сихотэ-Алинский* | 1935 | 390,184, в т. ч. 2,90 - морская акватория | Приморский край |
Сохондинский* | 1973 | 210,985 | Читинская область |
Столбы | 1925 | 47,154 | Kрасноярский край |
"Таймырский"*" | 1979 | 1781,928 | Таймырский автономный округ |
Тебердинский* | 1936 | 84,996 | Kарачаево-Черкесская Республика |
Тунгусский | 1995 | 296,562 | Эвенкийский автономный округ |
"Убсунурская котловина"* | 1993 | 39,640 | Республика Тыва |
"Усть-Ленский" | 1985 | 1433,0 | Республика Саха (Якутия) |
"Ханкайский" | 1990 | 37,989 | Приморский край |
Хинганский | 1963 | 93,995 | Амурская область |
Хоперский | 1935 | 16,178 | Воронежская область |
Центрально-Лесной* | 1931 | 24,462 | Тверская область |
"Центральносибирский"* | 1985 | 972,017 | Kрасноярский край, Эвенкийский автономный округ |
Центрально-Черноземный* | 1935 | 6,287 | Kурская область |
"Чазы" | 1991 | 27,295 | Республика Хакасия |
"Черные земли"* | 1990 | 121,901 | Республика Kалмыкия |
"Шульган-Таш" | 1986 | 22,531 | Республика Башкортостан |
"Юганский" | 1982 | 648,636 | Ханты-Мансийский автономный округ |
II. Заповедники Российской академии наук, Минобразования России, Рослесхоза | |||
"Галичья гора" | 1925 | 0,231 | Липецкая область |
Дальневосточный морской | 1978 | 64,316, в т. ч. 63,0 - морская акватория | Приморский край |
Ильменский | 1920 | 34,380 | Челябинская область |
"Kедровая падь" | 1925 | 17,9 | Приморский край |
Уссурийский | 1932 | 40,432 | Приморский край |
Южно-Уральский | 1978 | 254,0 | Республика Башкортостан, Челябинская область |
Система российских государственных природных заповедников всемирно признана: 21 из них имеет международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 7 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 10 попадают под юрисдикцию Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавующих птиц (Рамсарская конвенция), 4 (Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский) имеют дипломы Совета Европы.
Из 99 государственных природных заповедников на 31 декабря 1997 г. 93 находилось в непосредственном ведении и управлении Госкомэкологии России, 4 – в системе Российской академии наук, 1 – Минобразования России, 1 – Рослесхоза. В 1998 г. создан один новый государственный природный заповедник Госкомэкологии России, территория еще двух заповедников расширена.
Государственный природный заповедник "Норский" в Амурской области (площадь – 211,168 тыс. га) учрежден постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 136. Расположен в треугольнике междуречья Норы – Селемджи (левого притока р. Зея) и линии БАМ на территории Селемджинского района Амурской области. Заповедник создан на базе государственного природного заказника федерального значения "Норский" с целью сохранения типичных для Амурской области маревых ландшафтов. Здесь проходит граница северной тайги и хвойно-широколиственных лесов маньчжурского типа. Большую часть территории заповедника занимает лесной тип растительности, представленный ельниками, лиственничниками, сосняками, белоберезняками и тополевниками. На остальной территории представлены формации болотного, кустарникового и лугового типов растительности.
В зоогеографическом отношении район заповедника является местом стыка четырех фаунистических зон: восточно-сибирской, охотско-камчатской, приамурской и дауро-монгольской. На его территории выявлено достоверное обитание 31 вида рыб, 4 – земноводных, 4 – пресмыкающихся, 38 – млекопитающих, 211 – птиц, из них 147 видов гнездящихся. В заповеднике обитают редкие и исчезающие виды птиц, в том числе: японский и черный журавли, дальневосточный и черный аисты, орлан-белохвост, беркут, скопа, мандаринка, лебедь-кликун, большой подорлик. Здесь зарегистрировано 12 видов растений, занесенных в список редких и исчезающих видов растений Дальнего Востока, 7 – в Красную книгу России. Кроме того, территория заповедника является местом отела одной из крупнейших в мире мигрирующей популяции сибирской косули, а также районом зимней концентрации лося.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1998 г. № 298 расширена на 976,4 га территория Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В. В. Алехина в пределах Обоянского и Пристенского районов Курской области. Новые участки заповедника в основном представлены пойменными комплексами и болотами в пойме р. Псел, где имеется единственный в европейской лесостепи массив водораздельных реликтовых болот со сфагновым покровом, много редких растений, в том числе несколько видов орхидных. Здесь находится крупная гнездовая колония серой цапли.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 1998 г. № 1316 расширена на 2,561 тыс. га территория государственного природного заповедника "Чазы" в Республике Хакасия за счет включения в его состав оз. Улух-Коль и прилегающих к нему земельных участков в Усть-Абаканском районе. Озеро Улух-Коль и его окрестности служат местом гнездования, размножения и линьки огромного количества водных и околоводных птиц, на пролете бывает одновременно до 15 тыс. гусей и уток различных видов. Главной же достопримечательностью озера является то, что здесь делают продолжительную остановку более 3 тыс. особей малого лебедя, общая численность которого, по данным Красной книги России, составляет не более 20 тыс. птиц.
Кроме того, в 1998 г. велись работы по проектированию, согласованию и подготовке необходимой документации по созданию новых государственных природных заповедников в Томской области, Краснодарском и Алтайском краях.
Согласно Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников осуществляется специальной государственной инспекцией по охране этих территорий, работники которой входят в штат соответствующих государственных заповедников.
Анализ сведений о результатах работы инспекторских служб государственных природных заповедников России дал возможность подвести итоги работы по обеспечению режима охраны территорий заповедников (а также их охранных зон и находящихся в их ведении природных заказников) в 1998 г.
В течение 1998 г. служба охраны действовала в 94 государственных природных заповедниках Российской Федерации.
Согласно информационным отчетам директоров заповедников, в структуре службы охраны 47 заповедников имелись специально созданные оперативные группы.
В заповедниках Джугджурский, Тунгусский, "Пасвик", Юганский, "Остров Врангеля", Путоранский, Буреинский и Верхне-Тазовский службой охраны за данный период нарушений заповедного режима не зарегистрировано, в 1997 г. в первых шести имелся аналогичный результат. В остальных заповедниках в 1998 г. службой охраны составлено 4443 протокола (в 1997 г. – 3503) по различным нарушениям установленного режима, в том числе о самовольной порубке – 189 (в 1997 г. – 214), незаконной охоте – 471 (434), незаконном рыболовстве – 945 (1007), незаконном сенокошении и выпасе скота – 37 (46), незаконном сборе дикоросов – 1156 (461), самовольном захвате земли и незаконном строительстве – 14 (9), незаконном нахождении (проезде, проходе, стоянке транспорта) – 1215 (1007), загрязнении – 72 (45), о нарушении Правил пожарной безопасности в лесах – 153 (63). Официально зарегистрировано браконьерское добывание 117 копытных зверей (против 123 в прошлом году) и 7 крупных хищников, в том числе 2 тигра.
С нарушителей в 1998 г. взыскано в административном порядке 361,8 тыс. руб. штрафа и 663,2 тыс. руб. по предъявленным искам о возмещении ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам. Наиболее значительные суммы (штрафы и иски) с нарушителей сумели взыскать заповедники Лапландский (459,9 тыс. руб.), "Чазы" (96,8 тыс.), Курильский (67,5 тыс.), "Столбы" (34,7 тыс.), Волжско-Камский (24,8 тыс.), Лазовский (24,8 тыс.), Астраханский (20,6 тыс.), Воронежский (19,5 тыс. руб.).
В 72 случаях (в 1997 г. – в 67) по выявленным фактам следственными органами возбуждены уголовные дела, 22 нарушителя (в 1997 г. – 20) по приговорам судов привлечены к уголовной ответственности.
В 45 заповедниках (в 1997 г. – в 35) задержание нарушителей сопровождалось изъятием у них 51 ед. нарезного оружия (как и в 1997 г.). Кроме того, за отчетный период у нарушителей заповедного режима было изъято сетей, бредней и неводов – 858 (898), вентерей, верш и мереж – 260 (252), капканов, петель и иных самоловов – 1294 (1007).
В целом среди заповедников, службе охраны которых в истекшем полугодии удавалось выявлять грубые нарушения заповедного режима, в том числе с задержанием вооруженных браконьеров, умело использовать свои полномочия в части привлечения виновных к административной и гражданско-имущественной ответственности, обеспечив взыскания штрафных и исковых сумм в значительных размерах.
Определенную проблему для сохранения природных комплексов и объектов заповедников представляют лесные пожары (табл. 2).
Заповедник | Число пожаров | Общая площадь пожаров, га | В том числе лесная площадь, пройденная пожарами, га | Причины пожаров |
---|---|---|---|---|
"Азас" | 1 | 1000 | 800 | Гроза |
Алтайский | 5 | 2721,00 | 1786,00 | 1 - гроза 4 - антропогенные |
Астраханский | 2 | 4556,90 | 225,90 | 2 - антропогенные |
Байкальский | 1 | 9,00 | 9,00 | Гроза |
Баргузинский | 1 | 0,10 | 0,10 | Гроза |
"Бастак" | 5 | 1180,00 | 360,00 | 5 - антропогенные |
Башкирский | 3 | 344,00 | 344,00 | 3 - гроза |
Большехехцирский | 3 | 1789,00 | 1288,00 | 3 - сельхозпалы |
"Ботчинский" | 1 | 1,00 | 1,00 | Гроза |
"Буреинский" | 1 | 10 490,00 | 8421,00 | Гроза |
"Верхне-Тазовский" | 2 | 17,00 | 17,00 | 2 - гроза |
Висимский | 1 | 1575,00 | 1559,00 | Гроза |
Волжско-Kамский | 1 | 0,04 | 0,04 | Антропогенные |
Воронежский | 18 | 2,25 | 2,25 | 18 - антропогенные |
Воронинский | 1 | 11,00 | 11,00 | Гроза |
Жигулевский | 2 | 1,10 | 1,10 | 2 - антропогенные |
Kавказский | 4 | 194,10 | 165,00 | 4 - гроза |
"Kерженский" | 1 | 5,00 | 5,00 | Гроза |
"Kивач" | 1 | 0,30 | 0,30 | Антропогенные |
Kомсомольский | 3 | 16,50 | 15,00 | 2 - антропогенные 1 - сельхозпалы |
Лазовский | 4 | 316,10 | 316,10 | 2 - антропогенные 2 - сельхозпалы |
"Магаданский" | 1 | 4000,00 | 2500,00 | Гроза |
"Нижне-Свирский" | 1 | 160,00 | 160,00 | Антропогенные |
Окский | 3 | 1,95 | 1,95 | 2 - антропогенные 1 - гроза |
"Олекминский" | 6 | 1500,00 | 1500,00 | 6 - гроза |
"Оренбургский" | 4 | 3805,00 | 0,00 | 3 - антропогенные 1 - сельхозпалы |
Печеро-Илычский | 1 | 2,00 | 2,00 | Гроза |
"Приволжская лесостепь" | 1 | 122,40 | 31,40 | Сельхозпалы |
Приокско-Террасный | 1 | 0,02 | 0,02 | Антропогенные |
"Присурский" | 2 | 0,74 | 0,74 | 2 - антропогенные |
Северо-Осетинский | 1 | 440,00 | 130,00 | Антропогенные |
Сихотэ-Алинский | 10 | 5635,20 | 5508,40 | 4 - антропогенные 5 - гроза 1 - сельхозпалы |
Тебердинский | 1 | 20,00 | 17,00 | Антропогенные |
"Ханкайский" | 1 | 7925,00 | 0,00 | Сельхозпалы |
Хинганский | 3 | 1788,00 | 0,00 | 2 - антропогенные 1 - сельхозпалы |
Хоперский | 1 | 15,00 | 13,00 | Гроза |
"Чазы" | 3 | 1322,10 | 0,00 | 3 - антропогенные |
"Шульган-Таш" | 1 | 12 | 12 | Гроза |
"Юганский" | 1 | 1,00 | 1,00 | Гроза |
Итого | 103 | 50 979,80 | 25 204,30 |
В качестве неотложных мер по сохранению и развитию сети государственных природных заповедников и иных особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации представляется необходимым:
– принять меры по улучшению бюджетного финансирования федеральных ООПТ, прежде всего в части реализации федеральной целевой программы "О государственной поддержке государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 1995 г. № 1032;
– рассматривать финансовую поддержку государственных природных заповедников в качестве приоритетного направления деятельности Федерального экологического фонда;
– систематически оказывать поддержку государственным природным заповедникам и национальным паркам за счет средств Резервного фонда Правительства Российской Федерации;
– продолжить работы по организации новых особо охраняемых природных территорий федерального значения;
– ускорить формирование государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;
– способствовать привлечению дополнительных источников финансирования государственных природных заповедников;
– обеспечить оказание государственным природным заповедникам и национальным паркам методической и консультативной помощи, в том числе по вопросам природоохранной, научно-исследовательской и эколого-просветительской деятельности;
– осуществить разработку проектов новых нормативных актов в области заповедного дела;
– проводить систематическую работу по повышению профессиональной квалификации работников заповедников и национальных парков;
– развивать международное сотрудничество в области заповедного дела, охраны природного наследия, биологического и ландшафтного разнообразия;
– внести изменения в статьи Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", регулирующие вопросы создания и функционирования государственных природных заказников, памятников природы, природных парков, а также государственных природных биосферных заповедников;
– внести изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации "О недрах", "О соглашениях о разделе продукции" (положения об обязательном учете режимов ООПТ при планировании, проектировании и реализации хозяйственной деятельности на указанных территориях, а также об обязательности государственной экологической экспертизы указанной деятельности);
– поручить Генеральной прокуратуре Российской Федерации проводить своими силами проверки всех случаев противоправных действий органов власти субъектов Российской Федерации, связанных с нарушением законодательства об особо охраняемых природных территориях федерального значения;
– внести дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, определив в нем понятия причинения значительного вреда особо охраняемым природным территориям, предусмотрев уголовную ответственность за реализацию крупных хозяйственных проектов на особо охраняемых природных территориях без положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также ответственность государственных органов в области экологической экспертизы за принятие решений, противоречащих действующему законодательству;
– поручить Федеральной службе лесного хозяйства России осуществлять авиационную охрану от пожаров лесов государственных природных заповедников, вне зависимости от их ведомственной подчиненности, за счет средств, выделенных Рослесхозу на охрану лесов от пожаров из федерального бюджета.
Национальными парками объявляются территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.
Государственная система национальных парков Российской Федерации (табл. 3) начала формироваться сравнительно недавно, первый национальный парк Российской Федерации ("Сочинский") был образован в 1983 г. По состоянию на 31 декабря 1998 г. в Российской Федерации имелось 34 национальных парка общей площадью 6,787 млн. га (0,4% площади Российской Федерации). Национальные парки расположены на территории 11 республик, 2 краев, 17 областей (табл. 3). Большинство (33) национальных парков находятся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России и один – в ведении Правительства Москвы ("Лосиный остров").
Название | Год создания | Площадь, тыс. га | Местоположение |
---|---|---|---|
"Алания" | 1998 | 54,926 | Республика Северная Осетия-Алания |
"Башкирия" | 1986 | 92 | Республика Башкортостан |
"Валдайский" | 1990 | 158,5 | Новгородская область |
"Водлозерский" | 1991 | 468,3 | Республика Kарелия, Архангельская область |
"Забайкальский" | 1986 | 269,1 | Республика Бурятия |
"Зюраткуль" | 1993 | 88,2 | Челябинская область |
"Kенозерский" | 1991 | 139,7 | Архангельская область |
"Kуршская коса" | 1987 | 7,9 | Kалининградская область |
"Лосиный остров" | 1983 | 11,8 | Москва, Московская область |
"Марий Чодра" | 1985 | 36,2 | Республика Марий Эл |
"Мещера" | 1992 | 118,9 | Владимирская область |
"Мещерский" | 1992 | 103,0 | Рязанская область |
"Нечкинский" | 1997 | 20,75 | Удмуртская Республика |
"Нижняя Kама" | 1991 | 25,8 | Республика Татарстан |
"Орловское полесье" | 1994 | 84,2 | Орловская область |
"Паанаярви" | 1992 | 104,5 | Республика Kарелия |
"Плещеево озеро" | 1988 | 23,79 | Ярославская область |
"Прибайкальский" | 1986 | 418,0 | Иркутская область |
"Припышминские боры" | 1993 | 49,2 | Свердловская область |
"Приэльбрусье" | 1986 | 101,2 | Kабардино-Балкарская Республика |
"Русский Север" | 1992 | 166,4 | Вологодская область |
"Самарская Лука" | 1984 | 127,2 | Самарская область |
"Себежский" | 1996 | 50,0 | Псковская область |
"Смоленское Поозерье" | 1992 | 146,2 | Смоленская область |
"Смольный" | 1995 | 36,5 | Республика Мордовия |
"Сочинский" | 1983 | 191,3 | Kраснодарский край |
"Таганай" | 1991 | 56,4 | Челябинская область |
"Тункинский" | 1991 | 1183,7 | Республика Бурятия |
"Угра" | 1997 | 98,6 | Kалужская область |
"Хвалынский" | 1994 | 25,5 | Саpатовская область |
"Чаваш вармане" | 1993 | 25,2 | Чувашская Республика |
"Шорский" | 1989 | 338,3 | Kемеровская область |
"Шушенский бор" | 1995 | 39,2 | Kрасноярский край |
"Югыд ва" | 1994 | 1926,5 | Республика Kоми |
Роль и значение российских национальных парков признаны мировым сообществом: три национальных парка находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия (это национальный парк "Югыд ва", на территории которого сохранился наибольший массив старовозрастных (девственных) лесов в Европе, и национальные парки "Прибайкальский" и "Забайкальский", входящие в водоохранную зону оз. Байкал). Часть территории национального парка "Мещерский" (пойма р. Ока и участок поймы р. Пра) подпадает под юрисдикцию Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция).
В национальных парках работает 3577 чел., в том числе государственных инспекторов по охране территории парков – 1862 чел., или 47%. Численность персонала в национальных парках во многом зависит от их размеров и доступности, но в ряде случаев это объясняется неразвитостью инфраструктуры парков и дефицитом финансирования.
Задача сохранения природных комплексов и объектов в национальных парках решается путем проведения необходимых природоохранных мероприятий, а также обеспечения контроля за соблюдением установленного режима. В 1998 г. службой охраны парков проведено 3050 коллективных рейдов, составлено 2164 протокола по различным нарушениям установленного режима, в том числе за нарушения правил пожарной безопасности – 545, правил рыболовства – 462, незаконную охоту – 207, самовольную рубку – 371. В национальных парках у нарушителей режима при их задержании изъято 1263 орудия лова и охоты, в том числе 21 ед. огнестрельного оружия.
В национальных парках проводились мероприятия по охране лесов от пожаров и защите лесов от вредителей и болезней и другие природоохранные мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных изменений или восстановление естественных экосистем (11,7 млн. руб.). Принимая во внимание определенную специфику выполнения лесохозяйственных мероприятий на территории национальных парков, в ноябре 1998 г. Рослесхозом утверждены "Рекомендации по проведению лесохозяйственных работ в национальных парках".
В 1998 г. в национальных парках действовали 100 экологических отрядов, 35 семинаров на постоянной основе. В работе 55 школьных лесничеств приняли участие 1236 человек. В местной, региональной и центральной печати опубликовано 875 статей работников парков. Проблемы национальных парков прозвучали по радио 175 раз и показаны по телевидению 241 раз. Национальные парки "Прибайкальский", "Самарская Лука", "Смоленское Поозерье", "Водлозерский", "Угра", "Югыд ва" выпускают собственный информационный бюллетень (в виде газеты, либо в виде приложения к местной газете). В настоящее время национальным парком "Смоленское Поозерье" и ЭкоЦентром "Заповедники" совместно издается газета "Заповедные острова" для всех особо охраняемых природных территорий России.
В 1998 г. национальные парки приняли 1,2 млн. посетителей, включая около 16 тыс. иностранных граждан. Развитие регулируемого туризма и отдыха в природных условиях осуществляется в соответствии с утвержденными проектными материалами путем предоставления парками в аренду заинтересованным юридическим лицам земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений. Рослесхозом в 1998 г. определены конкретные виды деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, осуществляемые на территории каждого парка и подлежащие обязательному лицензированию парком. Главными условиями осуществления таких видов деятельности являются прежде всего обеспечение сохранности природных комплексов и объектов.
В прошедшем году разработана и утверждена форма лицензии на осуществление деятельности по обеспечению организованного туризма и отдыха и форма договора на предоставления для этих целей в аренду участков национального парка. За период с 1996 по 1998 гг. национальными парками выдано 100 лицензий и заключено 77 договоров аренды.
В 1998 г. на территории национальных парков к услугам посетителей действовали 13 гостиниц и 153 турбазы, 52 лесных приюта, 59 экологических лагеря, 85 парковок для автомашин, 22 медпункта, 17 музеев, 9 визит центров, 970 обустроенных мест отдыха.
В 1998 г. в системе Рослесхоза создан новый национальный парк "Алания", а также передан в ведение Федеральной службы лесного хозяйства России национальный парк "Плещеево озеро", ранее имевший название "Переславский" и находившийся в ведении администрации Ярославской области.
Национальный парк "Алания" (Республика Северная Осетия-Алания) создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 225 на площади 54,9 тыс. га для сохранения уникальных природных комплексов в юго-западной части Республики Северная Осетия-Алания и использования их в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях, создания условий для развития организованного туризма в этой зоне.
Национальный парк "Алания" расположен в юго-западной части Республики Северная Осетия-Алания (центр Северного Кавказа). Это уникальная экосистема со своеобразным микроклиматом, богатой флорой и фауной, красочными живописными ландшафтами. Сравнительно на небольшой территории представлены все высотные пояса, которые можно наблюдать с одной из многих точек. Близкое соседство леса, горных лугов и ледников создает ту неповторимую картину, которая присуща горной Дигории.
Большая часть территории национального парка (ледники, озера, горные хребты, скалистые обрывы, морены, труднодоступные участки лесов, альпийских и субальпийских лугов) находятся вне антропогенного воздействия и здесь не нарушены естественные устои природных комплексов и уникальных ландшафтов. На территории парка имеются различные по сложности экскурсионно-туристические, альпинистские и горнолыжные маршруты, расположено множество объектов истории, культуры и быта коренного народа.
Национальный парк "Плещеево озеро" (Ярославская область). В целях сохранения уникальных природных комплексов в бассейне оз. Плещеево, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, развития организованного туризма в этом районе постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. № 777 Переславский государственный природно-исторический национальный парк общей площадью 23,8 тыс. га отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения, находящейся в ведении и управлении Федеральной службы лесного хозяйства России, и переименован в национальный парк "Плещеево озеро".
Национальный парк "Плещеево озеро" включает оз. Плещеево, большую часть его бассейна, лесные массивы, многочисленные памятники истории и культуры общенационального и регионального значения. Главный природный объект на территории парка – это уникальное оз. Плещеево, один из крупнейших пресных водоемов на Европейской территории России. Озеро ледниково-карстового происхождения, овальной формы: длина 9,55 км, наибольшая ширина 6,7 км, наибольшая глубина 24–25 м. Крупнейшим поселением на берегу оз. Плещеево является г. Переславль–Залесский, основанный в 1152 г. князем Юрием Долгоруким как крепость на пересечении торговых путей. На территории парка много памятников истории, достопримечательных мест, связанных с языческим прошлым, духовной жизнью православного русского народа, борьбой против татаро-монгольских и польских захватчиков. Переславль-Залесский – родина Потешной флотилии Петра I. Петровский ботик с любовью хранится переславцами в музее-усадьбе Петра I "Ботик".
Природные ресурсы парка характерны для центральной части Русской равнины, бассейна Верхней Волги. Здесь много крупных озер и торфяных болот, насчитывается около 700 видов сосудистых растений. Основными лесообразующими породами являются осина, береза, сосна и ель. Многообразие растительных сообществ национального парка обусловило обилие разнообразных животных. Здесь встречаются около 300 видов позвоночных, отмечено более 180 видов гнездящихся птиц и 30 видов пролетных.
Государственные природные заказники – это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
Государственные природные заказники федерального или регионального значения могут иметь различный профиль, в том числе быть:
– комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
– биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
– палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
– гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
– геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
Из 65 государственных природных заказников федерального значения (общая площадь 12,48 млн. га) 56 находились в ведении и управлении Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Еще 10 заказников федерального значения (общая площадь 5,986 млн. га) находятся в ведении и управлении Госкомэкологии России, из них 8 административно подчинены соответствующим государственным природным заповедникам: "Южно-Камчатский" – Кроноцкому заповеднику, "Малые Курилы" – Курильскому, "Верхне-Кондинский" – заповеднику "Малая Сосьва", "Елогуйский" – "Центральносибирскому", "Североземельский" – заповеднику "Большой Арктический", "Цасучейский бор" – Даурскому, "Цейский" – Северо-Осетинскому, "Кабанский" – Байкальскому (табл. 4). Новые государственные природные заказники федерального значения в 1998 г. не созданы.
Название | Год создания | Площадь, тыс. га | Принадлежность |
---|---|---|---|
"Цейский" | 1958 | 29,950 | Госзаповедник Северо-Осетинский |
"Верхне-Kондинский" | 1971 | 241,600 | Госзаповедник "Малая Сосьва" |
"Kабанский" | 1974 | 12,100 | Госзаповедник Байкальский |
"Малые Kурилы" | 1982 | 45,000 | Госзаповедник "Kурильский" |
"Южно-Kамчатский" | 1983 | 225,000 | Госзаповедник Kроноцкий |
"Елогуйский" | 1987 | 747,600 | Госзаповедник "Центральносибирский" |
"Цасучейский бор" | 1988 | 57,900 | Госзаповедник "Даурский" |
"Североземельский" | 1996 | 421,701 | Госзаповедник "Большой Арктический" |
"Земля Франца-Иосифа" | 1994 | 4200,000 | Архангельскоблкомприроды |
"Kаменная степь" | 1996 | 5,232 | Воронежоблкомприроды |
Площадь 10 заказников: | 5986,083 |
Около 4000 заказников регионального значения (общая площадь которых составляет более 46 млн. га) находилось в ведении и управлении территориальных органов Департамента охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России, Рослесхоза, Госкомэкологии России, бассейновых управлений по охране рыбных запасов и регулированию рыболовства, входящих в систему Госкомрыболовства России, органов по охране недр, входящих в систему МПР России.
Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.
Kaк и заказники, эта категория особо охраняемых природных территорий наиболее распространена на региональном уровне, памятников природы федерального значения в России всего 28 общей площадью 19,351 тыс. га. В 1998 г. новые памятники природы федерального значения не созданы.
Государственный контроль за функционированием 18 памятников природы федерального значения, расположенных на землях лесного фонда, осуществляют органы Федеральной службы лесного хозяйства России, а за функционированием остальных 10 памятников природы федерального значения – органы Госкомэкологии России.
Государственный контроль за функционированием более 7,5 тыс. памятников природы регионального значения осуществляют территориальные органы Госкомэкологии России, Рослесхоза, а геологических – государственные органы по охране недр.
По состоянию на 1 января 1999 г. под охраной органов лесного хозяйства находилось 2920 памятников природы и заказников. Памятники природы выделены на площади 1058 тыс. га, заказники – на площади 9691 тыс. га.
Распределение памятников природы и заказников в лесном фонде по профилю представляются в следующем виде: памятники природы биологические – 40%, гидрологические – 25%, геологические – 4%, комплексные – 31%, заказники биологические – 14%, гидрологические – 8%, комплексные – 78%.
В памятниках природы и заказниках, находящихся под охраной органов лесного хозяйства, установлен и поддерживается режим невмешательства в процессы естественного развития природных сообществ, исключающий проведение рубок главного пользования, а в отдельных случаях и рубок ухода.
Природные парки регионального значения – относительно новая категория особо охраняемых природных территорий России. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.
Сеть природных парков находится в стадии формирования, в настоящее время в России насчитывается 20 особо охраняемых природных территорий, подпадающих под статус природных парков в соответствие с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" (табл. 5).
Название | Площадь, тыс. га | Местонахождение | Учредительный документ |
---|---|---|---|
"Берингия"(природно-этнический)" | 3053,0 | Чукотский автономный округ | Постановление главы администрации Чукотского автономного округа от 27.01.93 № 25 |
"Быстринский" (природный)" | 1400,0 | Kамчатская область | Постановление главы администрации Kамчатской области от 18.08.95 № 192 |
"Южно-Kамчатский" (природный)" | 980,0 | Kамчатская область | Постановление главы администрации Kамчатской области от 18.08.95 № 193 |
"Налычево" (природный)" | 266,0 | Kамчатская область | Постановление главы администрации Kамчатской области от 18.08.95 № 194 |
"Ленские Столбы" (национальный природный)" | 485,0 | Республика Саха (Якутия) | Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.02.95 № 39 |
"Озеро Джека Лондона" (природный)" | 100,0 | Магаданская область | Решение облисполкома Магаданской области от 26.05.75 |
Самурский государственный (природный) | 7,1 | Республика Дагестан | Постановление СоветаМинистров Дагестанской АССР от 24.09.91 № 204 |
"Остров Монерон" (природный) | 2,0 | Сахалинская область | Постановление губернатора Сахалинской области от 05.12.95 № 392 |
"Момский" | 2175,0 | Республика Саха (Якутия) | Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.06.96 № 260 |
"Сиинэ" | 1467,5 | Республика Саха (Якутия) | Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.08.96 № 337 |
"Усть-Вилюйский" | 1016 | Республика Саха (Якутия) | Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.05.97 № 196 |
"Хасанский" | 35,0 | Приморский край | Постановление губернатора Приморского края от 24.06.97 № 268 |
"Белуха" | 131,3 | Республика Алтай | Постановление Правительства Республики Алтай от 10.06.97 № 198 |
"Приморский" | 445,0 | Архангельская область | Постановление администрации Архангельской области от 16.03.98 № 73 |
"Большой Тхач" | 3,08 | Республика Адыгея | Указ Президента Республики Адыгея от 08.10.97 № 244 |
"Малая излучина Дона" | 4,0 | Волгоградская область | Решение малого Совета ВОСНД от 25.02.93 № 6/41 |
"Березовский сосновый бор" | 0,03 | Волгоградская область | Решение малого Совета ВОСНД от 25.02.93 № 6/41 |
"Нумто" | 721,8 | Ханты-Мансийский автономный округ | Постановление губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 28.01.97 № 71 |
"Сибирские увалы" | 299,6 | Ханты-Мансийский автономный округ | Постановление губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 15.10.98 № 444 |
"Kондинские озера" | 36,0 | Ханты-Мансийский автономный округ | Постановление губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 24.11.98 № 498 |
Согласно статье 56 Лесного кодекса Российской Федерации леса природных парков относятся к лесам первой группы.
В 1998 г. продолжалась работа по совершенствованию законодательной базы сохранения и развития санаторно-курортного комплекса России и его гидроминеральной базы. В Государственной Думе проводились парламентские слушания по проекту Федерального закона "О курортном регионе федерального значения "Кавказские Минеральные Воды", подготовлены аналогичные проекты законов по федеральным курортам Большие Сочи и Анапа, начата разработка проекта федерального закона "Об основах курортного дела в Российской Федерации", а также подготовлен ряд региональных законов в сфере курортной деятельности. Принятие новых законов имеет своей целью регламентировать правовые основы в сфере курортного дела, направленные на решение социальных проблем по сохранению и укреплению здоровья населения страны и на повышение экономической эффективности санаторно-курортного комплекса, на сохранение природных лечебных факторов, курортных земель и других ценных природных объектов.
Повседневный контроль за экологическим состоянием и лечебными свойствами природных лечебных факторов и окружающей природной среды на действующих курортах и в лечебно-оздоровительных местностях продолжали осуществлять гидрогеологические службы, функционирующие при Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и обслуживающие курортные учреждения, принадлежащие как профсоюзам, так и другим ведомствам.
Анализ и обобщение материалов режимных наблюдений за 1998 г. показывает, что на улучшение экологического состояния курортных территорий и лечебно-оздоровительных местностей продолжали оказывать заметное влияние такие факторы, как спад промышленного и сельскохозяйственного производства, обусловивший тенденцию к постоянному снижению объемов сброса промышленных сточных вод и применяемых ядохимикатов и химических удобрений. Такая тенденция особенно ярко проявляется на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях, расположенных в промышленных регионах центра и северо-запада Европейской территории России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в районах интенсивного земледелия черноземной зоны и юга России. В качестве отрицательных факторов, ухудшающих экологическую обстановку на курортах, на первое место вышли аварийное состояние многих канализационных и бальнеотехнических систем, очистных сооружений и устройств, а также несанкционированное строительство частных предприятий, захват земельных участков и сохранение мелких вредных производств, в том числе и на участках первых и вторых зон горно-санитарной охраны. Такая тенденция сохраняется и даже усиливается, прежде всего в крупных городах-курортах: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Нальчик, Сочи, Анапа, Геленджик, в Калининградской и Санкт-Петербургской курортных зонах, Садгороде Приморского края и др.
В крупнейшем курортном регионе России – Кавказских Минеральных Водах – с начала 90-х годов зарегистрировано около 10 тыс. новых хозяйственных субъектов, уставная деятельность которых, как правило, не связана с нуждами курортов и требует развития производственных мощностей и инфраструктуры. Связанное с этим изъятие земель лесного фонда, зеленых, водоохранных и парковых зон и других ценных курортных участков составило 180 га. Всего с 1992 г. под эти цели изъято более 1,6 тыс. га. Застраиваются территории, зарезервированные под перспективное курортное строительство. В настоящее время в регионе Кавказских Минеральных Вод освоено 94% его площади.
Результаты обследования территорий первых зон горно-санитарной охраны свидетельствуют о наличии многочисленных нарушений установленного санитарного режима. На Кисловодском курорте в первой зоне расположено 63 объекта социально-культурного и бытового назначения и 284 землевладения. Частная малоэтажная застройка лишена централизованной канализации, имеет место размещение выгребных ям, хозяйственных построек, содержание скота. Ветхая канализация не ремонтируется. Аналогичная ситуация сложилась в первой зоне Пятигорского курорта, в которой расположено 66 объектов некурортного назначения. Продолжается расширение жилого фонда, строительство гаражей. Жилой фонд имеет ветхие канализационные сети, отсутствует ливневая канализация, допускается свободный проезд автотранспорта. В связи с этим уровень загрязнения минеральных вод остается очень высоким. Доля отрицательных санитарно-бактериологических анализов достигает по источнику "Нарзан" (Кисловодск) – 85%, по источникам "Теплосерный" и "Народный" (Пятигорск) – 30%. По-прежнему находятся в аварийном состоянии водозабор и трубопровод Бештаугорского месторождения радоновых вод. Бюджетные ассигнования на их реконструкцию блокированы на 5 лет.
В 1998 г. несколько упростилась ситуация с катастрофическим подъемом уровня воды в оз. Тамбукан, так как этот год оказался маловодным и уровень воды упал на 0,3 м. Тем не менее, угроза перелива воды через дамбу в Малый Тамбукан остается реальной.
В Ессентуках проведены детальные исследования загрязнения атмосферного воздуха курортными предприятиями. Исследовались выбросы от механических мастерских, верхних минеральных ванн, грязелечебниц, дезинфекционных центров, грязехранилищ, деревообрабатывающего участка, участка окраски, складов хранения песка и цемента. В течение года в атмосферный воздух выделено 1,3 т загрязняющих веществ, наиболее значимые из которых: пыль древесная – 22,8%, водород хлористый – 18,4%, сероводород – 14,9%, бутилацетат – 8,8%, толуол – 8,6%, спирт этиловый – 5,3%, спирт бутиловый – 3,5%, этилацетат – 3,5% и пыль цементная – 2,8%, всего 97,9%. На остальные 24 загрязняющих вещества приходится в сумме около 2,0%. Общее загрязнение в отчетном году составило 40% предельно допустимого.
В районе курорта Сочи мероприятия по выносу объектов из первой зоны санитарной охраны, предусмотренные решением Сочинского горисполкома от 2 сентября 1987 г. № 455 и замороженные в связи с тяжелым экономическим положением, в 1998 г. не осуществлялись. Начаты работы по строительству моста-эстакады через долину р. Мацеста, автомобильного моста на Новой Мацесте. Остановлено строительство АЗС на Старой Мацесте.
На курорте Анапа сохраняется вероятность строительства в Южной Озерейке нефтеналивного терминала. Из-за отсутствия средств прекратилась природоохранная деятельность на территории заказников на Витязевской и Бугасской косах, Утришском мысе, полностью прекращены работы по благоустройству пляжной полосы и работы по укреплению морского берега. В крайне запущенном состоянии находится городская канализация.
Вызывают серьезную тревогу состояние и перспективы курорта федерального значения Геленджик (постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. № 591) в связи с планами строительства, в границах первой зоны горно-санитарной охраны этого курорта, морского порта для приема и обслуживания грузовых иностранных и российских судов. Открытие и эксплуатация порта поставит под угрозу существование самого курорта и может привести к уничтожению пляжей, ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей, около двух веков используемых для лечения людей. Кроме того, в Геленджике начато строительство городской набережной, которая существенно сократит площадь первой зоны санитарной охраны морских пляжей.
В связи с уменьшением числа обслуживаемых на курортах граждан отмечается резкое и необоснованное сокращение в целом по стране использования природных ресурсов – минеральных вод и лечебных грязей. Например, эксплуатационные водоотборы на Кавказских Минеральных Водах до 1990 г. составляли 5 тыс. м3/сут, а в 1998 г. – 1,38 тыс. м3/сут, добыча лечебных грязей до 1990 г. – 12 тыс. т, а в 1998 г. поставлено здравницам только 1,32 тыс. т. На курорте Анапа потребление минеральных вод снизилось в 3 раза, лечебных грязей – в 15 раз. Снизились объемы использования минеральных вод и лечебных грязей в санаторно-курортных учреждениях Подмосковья, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Снижение потребления природных лечебных факторов отрицательно сказалось на функционировании гидрогеологических эксплуатационных служб.
Сложившаяся ситуация дважды обсуждалась на Научно-методическом совете СКО ФНПР "Профкурорт". Резкое сокращение объемов использования природных лечебных средств в натуральном виде признано необоснованным. Принято решение провести в здравницах ФНПР аттестацию по методикам использования природных лечебных ресурсов, особенно в санаторно-курортных учреждениях бальнеологического и грязевого профиля.
В результате контрольной деятельности органов Госгортехнадзора России выявлены случаи самовольного (безлицензионного) пользования недрами: курорт "Ижминводы" (Республика Татарстан); ТОО "Новая Русь", АОЗТ "Суворовский винзавод", п/х "Привольное", СКП "Минераловодское", Побегайловская сельская администрация (Ставропольский край); санаторий "Кивач" (Республика Карелия); санатории "Юматово", "Чехово", комбинат пиво-безалкогольных напитков "Шихан", "Белебеевский спиртоводочный комбинат" (Республика Башкортостан) и др.
Не все организации, эксплуатирующие месторождения природных ресурсов, имеют технологические схемы разработки месторождений. Так, в Республике Бурятия отсутствуют технологические схемы разработки месторождения сульфидных сапропелей оз. Бормошово (курорт Горячинск), Питательского месторождения азотно-кремнистых вод, Котокельского месторождения радоновых вод и месторождения лечебных сапропелей оз. Котокель (санаторий "Байкальский Бор"); аналогичная ситуация сложилась в ряде организаций Республики Башкортостан, Самарской области и др.
За последние годы техническое состояние гидроминерального и бальнеотехнического хозяйства на многих курортах и в санаторно-оздоровительных учреждениях не удовлетворяет существующим требованиям. Отсутствие средств не позволяет проводить плановые ремонты и замену изношенного и устаревшего оборудования. Состояние устьевого оборудования, запорной арматуры, обсадных колонн ряда эксплуатационных, наблюдательных скважин не соответствует существующим требованиям на Ессентукском, Железноводском, Нагутском месторождениях (ОАО "Кавминкурортресурсы", ФГУП "Минлечресурсы КМВ"), не проводится капитальный ремонт дефектной единственной скважины на курорте Каякент (Республика Дагестан). Водозаборные сооружения курортов "Шиванда", "Ямаровка", профилактория Орловского ГОКа, профилактория "Былыра" и санатория "Молоковка" Читинской области требуют капитального ремонта.
Нередки случаи отсутствия или неисправности необходимых измерительных приборов для ведения режимных наблюдений при эксплуатации месторождений лечебных минеральных вод: санаторий "Красный Холм", профилакторий АО "Лакокраска" Ярославской области; санаторий "Сосновый Бор" Владимировской области; санаторий "Оболсуново" Ивановской области; курорт "Ижминводы", санаторий "Жемчужина", санаторий-профилакторий "Ромашкино" Республики Татарстан, ЛОК "Лесная сказка" Республики Марий Эл; на большинстве предприятий Читинской области, на ряде предприятий Самарской и Сахалинской областей (месторождения Синегорское и Чапаевское).
На низком уровне осуществляется ведомственный контроль за разработкой месторождений минеральных вод. На предприятиях, где ликвидированы или сокращены гидрогеологические службы, не проводятся регулярные режимные наблюдения, а химические и бактериологические анализы выполняются не в полном объеме.
Серьезной проблемой остается ликвидация или консервация скважин, находящихся в аварийном состоянии. Не решается вопрос ликвидации скважины № 109-Р на Аушигерском месторождении минеральных вод (Кабардино-Балкарская Республика), скважины № 2 курорта Талги (Республика Дагестан), бесхозных скважин № 37РГ, 8Р, 3Р с большим дебитом в Тобольском районе и № 7Р в Ярковском районе Тюменской области.
Относительно благополучное состояние вопросов охраны недр и рационального использования природных лечебных ресурсов наблюдается на крупных курортах. В основном на них имеется необходимая разрешительная и проектно-техническая документация. Хотя и в сокращенном виде, но сохранились гидрогеологические службы, которые проводят необходимый комплекс мероприятий, связанный с эксплуатацией месторождений и охраной их от порчи и преждевременного истощения. Трудно решаемыми вопросами на таких курортах являются: пересмотр устаревших технологических схем разработки и корректировка округов горно-санитарной охраны (курорты Сочи, Анапа, Геленджик, Горячий Ключ, Нальчик, Аршан и др.); скорейшее внедрение программы комплексного мониторинга на месторождении лечебной грязи оз. Тамбукан (ОАО "Кавминкурортресурсы"); вынос из зон округов горно-санитарной охраны предприятий-загрязнителей; запрещение самовольной застройки площадей залегания месторождений полезных ископаемых.
Для поддержания гидроминеральной базы курортов и лечебно-оздоровительных организаций в рабочем состоянии необходимо:
– ускорить работу по составлению горных отводов, составлению или корректировке технологических схем, приведя их в соответствие с изменившимися требованиями, предъявляемыми к рациональной разработке месторождений, и современной потребностью в природных лечебных средствах, а также по получению лицензий на право пользования минеральными водами и лечебными грязями;
– ускорить утверждение зон округов горно-санитарной охраны и проведение государственной экспертизы запасов минеральных вод и лечебных грязей.
В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" ботанические сады и дендрологические парки представляют собой отдельную самостоятельную категорию объектов с особым режимом охраны и функционирования. В последние годы сеть ботанических садов и дендрологических парков России продолжала расширяться, в первую очередь, за счет садов, расположенных на территориях курортных зон и оздоровительных учреждений. В настоящее время Совет ботанических садов России – ведущий координационный орган в соответствующей области – объединяет 80 ботанических садов и дендрологических парков (табл. 6) различной ведомственной принадлежности.
Название | Площадь, га | Год образования | Местоположение |
---|---|---|---|
Региональный совет ботанических садов северо-запада Европейской территории России | |||
Дендрарий Архангельского лесотехнического института | 1,7 | 1933 | г. Архангельск |
Дендрологический сад Архангельского института леса и лесохимии | 23,0 | 1961 | г. Архангельск |
Ботанический сад Kалининградского государственного университета | 16,0 | 1904 | г. Kалининград |
Полярно-альпийский ботанический сад-институт Kольского НЦ РАН | 350,0 | 1931 | Мурманская область, г. Kировск |
Ботанический сад Петрозаводского государственного университета | 90,0 | 1951 | г. Петрозаводск |
Ботанический сад Ботанического института РАН | 22,6 | 1714 | г. Санкт-Петербург |
Ботанический сад Санкт-Петербургского университета | 3,0 | 1840 | г. Санкт-Петербург |
Ботанический сад Санкт-Петербургской лесотехнической академии | 65,0 | 1833 | г. Санкт-Петербург |
Региональный совет ботанических садов центра Европейской территории России | |||
Ботанический сад Брянского технологического института | 1,0 | 1935 | г. Брянск |
Ботанический сад им. Б. М. Kозо-Полянского Воронежского государственного университета | 72,0 | 1937 | г. Воронеж |
Ботанический сад Kазанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина | 8,0 | 1834 | г. Kазань |
Лесостепная опытно-селекционная станция декоративных растений | 225,0 | 1924 | Липецкая область, п/о Мещерка |
Ботанический сад лекарственных растений Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова | 4,5 | 1946 | г. Москва |
Ботанический сад Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова | 33,0 | 1706 | г. Москва |
Ботанический сад Московской сельскохозяйственной академии им. K. А. Тимирязева | 2,0 | 1895 | г. Москва |
Ботанический сад НПО "ВИЛАР" | 45,3 | 1952 | г. Москва |
Главный ботанический сад им. Н. В. Цицина РАН | 361,0 | 1945 | г. Москва |
Ботанический сад Нижегородского государственного университета | 70,0 | 1934 | г. Нижний Новгород |
Дендрологический сад Переславского лесхоза | 58,2 | 1960 | Ярославская область, г. Переславль-Залесский |
Ботанический сад Пензенского педагогического института | 7,5 | 1917 | г. Пенза |
Ивантеевский дендрологический парк им. А. С. Яблокова | 101,1 | 1936 | Московская область, г. Пушкино |
Ботанический сад Родниковского противотуберкулезного диспансера | 2,5 | 1948 | Ивановская область, г. Родники |
Ботанический сад Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева | 50,0 | 1960 | г. Саранск |
Ботанический сад Тверского государственного университета | 2,5 | 1879 | г. Тверь |
Региональный совет ботанических садов Северного Kавказа | |||
Ботанический сад Kубанского государственного университета | 15,5 | 1972 | г. Kраснодар |
Ботанический сад Kубанского государственного аграрного университета | 73,0 | 1959 | г. Kраснодар |
Ботанический сад Kабардино-Балкарского государственного университета | 8,0 | 1955 | г. Нальчик |
Kабардино-Балкарский республиканский ботанический сад совхоза "Декоративные культуры" | 62,5 | 1949 | г. Нальчик |
Ботанический сад Пятигорской фармацевтической академии | 8,5 | 1949 | г. Пятигорск |
Ботанический сад Ростовского государственного университета | 203,0 | 1927 | г. Ростов-на-Дону |
Дендрарий Kавказского НИИ Горлесэкол | 10,0 | 1892 | г. Сочи |
Ботанический сад "Белые ночи" | 8,5 | 1982 | г. Сочи |
Ставропольский ботанический сад НПО "Нива Ставрополья" | 113,7 | 1959 | г. Ставрополь |
Дендрарий совхоза "Гиагинский" | 140,0 | 1971 | Kраснодарский край, пос. Гончарка |
Горный ботанический сад РАН | 30,0 | 1986 | г. Махачкала |
Перкальский арборетум (опорный пункт) | 6,0 | 1900 | г. Пятигорск |
Региональный совет ботанических садов Урала и Поволжья | |||
Ботанический сад Педагогического института | 1,5 | 1914 | г. Вятка |
Ботанический сад Института леса УрО РАН | 57,0 | 1936 | г. Екатеринбург |
Ботанический сад Уральского государственного университета | 6,7 | 1948 | г. Екатеринбург |
Ботанический сад Марийского государственного технического университета | 75,0 | 1939 | г. Йошкар-Ола |
Kазанский зооботанический сад | 6,7 | 1834 | г. Kазань |
Ботанический сад им. А. Г. Генкеля Пермского государственного университета | 4,2 | 1922 | г. Пермь |
Дендрарий Волжско-Kамского заповедника | 21,5 | 1921 | Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Садовый |
Ботанический сад Самарского государственного университета | 40,0 | 1932 | г. Самара |
Ботанический сад Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского | 30,0 | 1956 | г. Саратов |
Ботанический сад Института биологии Kоми НЦ УрО РАН | 11,0 | 1936 | г. Сыктывкар |
Ботанический сад Сыктывкарского государственного университета | 8,5 | 1942 | г. Сыктывкар |
Ботанический сад Уфимского НЦ РАН | 23,0 | 1932 | г. Уфа |
Дендрарий ВНИИ агролесомелиорации | 94,2 | 1962 | г. Волгоград |
Дендрарий Волжско-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина | 3,5 | 1967 | г. Волгоград |
Ботанический сад Удмуртской Республики (филиал ИЛ УрО РАН) | 740,6 | 1990 | г. Ижевск |
Ботанический сад Kазанского государственного университета | 172,5 | 1806 | г. Kазань |
Дендрарий НПО "Элита Поволжья" | 6,8 | 1949 | г. Саратов |
Региональный совет ботанических садов Сибири и Дальнего Востока | |||
Дендрологический сад НИИ садоводства Сибири им. М. А. Лисавенко | 35,1 | 1950 | Алтайский край, г. Барнаул |
Дендрологический сад Новосибирской зональной плодово-ягодной опытной станции им. И. В. Мичурина | 4,3 | 1952 | Новосибирская область, г. Бердск |
Ботанический сад ДВО РАН | 178,0 | 1948 | г. Владивосток |
Ботанический сад Иркутского государственного университета | 31,7 | 1939 | г. Иркутск |
Дендрарий ботанического лесничества Новосибирского лесхоза | 23,0 | 1972 | г. Новосибирск |
Центральный сибирский ботанический сад СО РАН | 1060,0 | 1946 | г. Новосибирск |
Дендрологический сад Новосибирской сельскохозяйственной академии | 17,5 | 1955 | г. Новосибирск |
Ботанический сад Омского сельскохозяйственного института | 2,5 | 1927 | г. Омск |
Дендрологический парк Горнотаежной станции им. В. Л. Kомарова ДВО РАН | 50,0 | 1935 | Приморский край, п/о Горнотаежное |
Сибирский ботанический сад Томского государственного университета | 105,0 | 1885 | г. Томск |
Ботанический сад Института биологии Якутского НЦ СО РАН | 623,8 | 1962 | г. Якутск |
Дендрарий Сахалинской лесной опытной станции ДальНИИЛХ | 4,4 | 1916 | Сахалинская область, г. Долинск |
Дендрарий Амурской лесной станции ДальНИИЛХ | 41,0 | 1950 | Амурская область, г. Свободный |
Забайкальский ботанический сад (Читинский филиал ЦСБС) | 814,5 | 1990 | г. Чита |
Сахалинский ботанический сад ДВО РАН | 41,0 | 1991 | г. Южно-Сахалинск |
В числе основных направлений деятельности ботанических садов как особо охраняемых природных территорий выделяются: сохранение биоразнообразия, создание и сохранение генофонда растений, в том числе редких и исчезающих видов, а также изучение и разработка подходов к охране и рациональному использованию растительных ресурсов.
Повсеместно в стране велико рекреационное и образовательно-просветительское значение ботанических садов и дендрологических парков. Это связано с высокой эстетической привлекательностью их территорий, богатством и разнообразием их коллекций, сложившимися традициями их деятельности как очагов экологической культуры, высоким профессиональным уровнем их сотрудников.
В настоящее время ботанические сады и дендрологические парки России испытывают определенные трудности, обусловленные прежде всего недостаточным финансированием. Во многих ботанических садах сократились объемы научных исследований, под угрозой оказались коллекции растений и семян, ослабло взаимодействие (обмен материалом, контакты сотрудников и т.п.) между садами.
Размещаясь преимущественно в городах и пригородах, ботанические сады испытывают воздействие тех же неблагоприятных экологических факторов, что и окружающие их территории: загрязнение воздушного бассейна и водотоков, шумовое загрязнение, рекреационная перегрузка и др. Проблема при этом обостряется вследствие зачастую повышенной чувствительности коллекций растений к факторам негативных внешних воздействий в сравнении с местной растительностью.
Особенно сильно на экологическое состояние садов и парков влияют химическое и шумовое загрязнения среды, вызванные прохождением в непосредственной близости от их территорий автомагистралей, что наиболее характерно для садов, расположенных в крупных городах. Нередко специфическим фактором экологического риска для них является также обычная застройка близлежащих площадей, вызывающая подтопление территории садовых ландшафтов.
Одной из основных проблем ботанических садов и дендрологических парков является сохранение территориальной целостности. Территории садов и парков часто представляются весьма привлекательными для реализации различных проектов, таких как создание рекреационных объектов, строительство спортивных площадок, коттеджей, автостоянок, прокладка автострад и т. п.
Несмотря на отмеченные проблемы, ни в одном из ботанических садов и дендрологических парков России не отмечено в последние годы сокращения площадей, продолжается ведение научно-исследовательских работ, изыскиваются новые формы организации научного процесса в изменяющихся экономических условиях и возможности международного сотрудничества, в частности, в рамках Конвенции о биоразнообразии.
В декабре 1998 г. на очередной 22-й сессии Комитета всемирного наследия была одобрена заявка России на включение в Список всемирного природного наследия объекта "Золотые горы Алтая" (Республика Алтай).
Таким образом, по состоянию на 1 января 1999 г. в Список объектов природного наследия ЮНЕСКО от Российской Федерации включено 4 природных объекта. Объекты природного наследия представляют Урал ("Девственные леса Коми"), Сибирь ("Золотые горы Алтая", "Озеро Байкал") и Дальний Восток ("Вулканы Камчатки"); они в целом включают территории 7 заповедников, 4 национальных парков, 4 природных парков, 3 государственных природных заказников федерального значения, а также ряд иных особо охраняемых природных территорий. Суммарная площадь участков, отнесенных к всемирному природному наследию в России, – 17 млн. га, включая 3,3 млн. га акватории, в том числе озеро Байкал (8,8 млн. га), морскую акваторию Кроноцкого заповедника (135 тыс. га), Телецкое озеро (23 тыс. га).
Новая номинация "Золотые горы Алтая" включает пять отдельных участков-кластеров, объединенных территориально в три крупных природных ареала (5), общей площадью немногим более 1,6 млн. га. Это уникальный по своей сохранности, ландшафтному и биологическому разнообразию район в горном поясе Южной Сибири, расположенный на границе России, Казахстана, Китая и Монголии; здесь находятся истоки великой сибирской реки Оби. Своеобразная флора и фауна, в том числе виды, занесенные в Красную книгу России и Красную книгу МСОП. В его состав вошли Алтайский заповедник; трехкилометровая охранная полоса вокруг Телецкого озера (93,7 тыс. га), примыкающая к территории заповедника; Катунский заповедник; природный парк "Белуха", примыкающий к Катунскому заповеднику с востока. Площадь 262,8 тыс. га, создан в 1997 г.; зона покоя "Укок" с режимом фаунистического заказника (Южный Алтай, на стыке границ Российской Федерации (Республика Алтай), Казахстана, Китая и Монголии, площадь 252,9 тыс. га.)
Состояние трех российских объектов природного наследия, внесенных в Список ЮНЕСКО ранее, в течение 1998 г. практически не изменилось и оценивается в целом как удовлетворительное. Со стороны федеральных и региональных органов управления предпринимались меры по решению имеющихся природоохранных проблем.
"Девственные леса Коми". В 1998 г. была проведена экологическая экспертиза планов корректировки существующих границ национального парка "Югыд ва". В заключении экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы (утвержденном Приказом Госкомэкологии России от 3 июля 1998 г. № 408) зафиксировано, что речь идет не об "уточнении", а об изменении юридически закрепленной территории национального парка, что противоречит существующему природоохранному законодательству. В связи с этим Указ Президента Республики Коми об изъятии 205 тыс. га земель на севере парка в бассейне верховьев р. Кожим (где расположены разрабатываемые и перспективные месторождения золота и горного хрусталя) и компенсационном приращении такого же по размерам участка вблизи южных границ этого парка судебными органами отменен. Госкомэкологией России даны предписания золотодобывающим компаниям о приостановлении всех работ в границах национального парка. К настоящему времени указанные предписания выполнены лишь частично. Таким образом, отмеченная проблема остается нерешенной до конца и требует внимания.
"Озеро Байкал". Фактическое положение дел с сохранностью экосистемы Байкала в настоящее время серьезных изменений в худшую сторону не претерпело. На протяжении последних четырех лет (1994–1997 гг.) имеет место четкая тенденция к сокращению поступления загрязняющих веществ в Байкал как со стоком р. Селенга (со 178 млн. м3 до 121 млн. м3), так и путем воздушного переноса (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу сократились в Республике Бурятия с 149 тыс. т в 1990 г. до 118 тыс. т в 1997 г., в Иркутской области – с 968 тыс. т до 532 тыс. т за тот же период). Аналогичная тенденция наблюдается и в динамике сброса загрязняющих веществ со сточными и дренажными водами БЦБК (по всем семи отслеживаемым показателям).
В Байкальском регионе постоянно нарушается законодательство при промышленной рубке леса. Тем не менее, в целом наблюдается недоиспользование выделяемых лесных ресурсов лесопромышленными предприятиями региона. Проект Федерального закона о Байкале рассматривается в настоящее время в Государственной Думе в установленном порядке, состояние данного объекта находится под постоянным контролем. Российская Федерация стремится выполнять взятые на себя обязательства по Конвенции о всемирном наследии и обеспечить защиту данного объекта.
Комитет ЮНЕСКО по всемирному наследию выразил серьезный интерес к проблемам Байкала и подтвердил свои требования, сделанные при включении Байкала в Список всемирного наследия. Комитет учел позицию МСОП, который не рекомендовал включение Байкала в Список угрожаемых объектов всемирного наследия.
"Вулканы Камчатки". Представляет интерес рассматривавшийся в течение последнего года вопрос о влиянии разработки Агинского золоторудного месторождения, расположенного вблизи границ Быстринского природного парка, на состояние природных комплексов объекта всемирного природного наследия. По мнению Госкомэкологии России, МПР России и администрации Камчатской области, имеются достаточные основания (месторождение расположено вне границ парка, в другой дренажной системе и пр.) для согласия указанных ведомств и администрации Камчатской области на реализацию упомянутого проекта при условии применения современных методов охраны окружающей среды, обеспечении отсутствия негативных влияний на природные комплексы парка. Комитет по всемирному наследию отметил намерение МСОП провести работы по изучению состояния данного объекта всемирного наследия, когда реализация проекта Агинского золоторудного месторождения будет продолжена.
В целом можно констатировать, что за отчетный период принимались конкретные меры по обеспечению взятых Россией обязательств по охране, сохранению, восстановлению и популяризацию объектов природного наследия, включенных в Список всемирного наследия. Принятые меры обеспечили достаточно стабильные условия существования упомянутых объектов при сохранении выдающейся универсальной ценности, послужившей основанием для включения их в Список всемирного наследия.