Состояние земельных ресурсов характеризуется на основе ежегодного Государственного (национального) доклада "О состоянии и использовании земель Российской Федерации", который готовится Госкомземом России и Госкомэкологией России в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 491 "О мониторинге земель" и от 25 августа 1992 г. № 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации".
Информационной базой Доклада являются данные мониторинга земель, государственного земельного кадастра, государственной статистической отчетности по госземконтролю, иные материалы Госкомзема России, Госкомэкологии России, Минсельхозпрода России, Роскомгидромета, Федеральной службы лесного хозяйства России и материалы ведущих научно-исследовательских и проектно-технологических институтов этих ведомств, Российской академии наук и Российской академии сельскохозяйственных наук.
В 1998 г. производственные работы по мониторингу земель на федеральном уровне не выполнялись из-за непоступления средств на эти цели. На федеральном и региональном уровнях продолжалась разработка отдельных нормативно-методических документов, а в ряде регионов проводились работы по выявлению негативных процессов, ведущих к деградации почв и земель.
По данным государственного учета, на 1 января 1999 г. общий земельный фонд Российской Федерации составил 1709,8 млн. га (табл. 3.1 и 3.2).
Kатегории земель | 1997 г. | 1998 г. | Изменения в 1998 г. по сравнению с 1997 г. |
---|---|---|---|
Земли сельскохозяйственного назначения | 662,2 | 454,9 | -207,3 |
Земли населенных пунктов | 38,6 | 20,9 | -17,7 |
Земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения | 18,3 | 17,6 | -0,7 |
Земли природоохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения | 32,5 | 31,7 | -0,8 |
Земли лесного фонда | 828,4 | 1046,3 | 217,9 |
Земли водного фонда | 19,4 | 19,9 | 0,5 |
Земли запаса | 110,4 | 118,5 | 8,1 |
Всего земель | 1709,8 | 1709,8 |
Угодья | 1997 г. | 1998 г. | Изменения в 1998 г. по сравнению с 1997 г. |
---|---|---|---|
Сельскохозяйственные угодья (всего) | 221,5 | 221,2 | –0,3 |
в том числе: | |||
пашня | 127,8 | 126,5 | –1,3 |
кормовые угодья | 89,2 | 89,9 | 0,7 |
Земли под поверхностными водными объектами (всего) | 180,6 | 211,1 | 30,5 |
в том числе: | |||
реки, озера, водохранилища, ледники, снежники | 71,9 | 71,7 | –0,2 |
под болотами | 108,7 | 139,4 | 30,7 |
Земли под постройками | 4,9 | 5,4 | 0,5 |
Земли под дорогами, скотопрогонами | 8,1 | 7,9 | –0,2 |
Леса и кустарники | 786,1 | 898,3 | 112,2 |
Земли под оленьими пастбищами | 326,8 | 301,0 | –25,8 |
Нарушенные земли | 1,2 | 1,2 | – |
Прочие земли | 181,5 | 364,7 | 183,2 |
В связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации, регулирующем земельные отношения, в 1998 г. Госкомстатом России утверждена новая форма учета земель. В соответствии с этим, например, более 180 млн. га земель под лесной растительностью, ранее учитываемых в категории "земли сельскохозяйственного назначения", учтены в категории "земли лесного фонда". Аналогичным образом в этой категории учтено около 17 млн. га, ранее включаемых в категорию "земли населенных пунктов".
В составе земель сельскохозяйственного назначения в 1998 г. учтено 454,9 млн. га. Эти земли в основном используются сельскохозяйственными предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством товарной сельскохозяйственной продукции. К этой же категории относятся и земли, используемые гражданами для производства сельхозпродукции, садоводства, сенокошения и пастьбы скота за пределами черты населенных пунктов.
В составе земель сельскохозяйственного назначения преобладают сельскохозяйственные угодья, площадь которых составляет 190,6 млн. га (41,8%), а также земли, предоставленные для северного оленеводства, охоты и рыбной ловли малочисленным коренным народам Севера – 145,7 млн. га. Земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью составляют 88,4 млн. га (19,5%), в том числе под защитными лесонасаждениями 2,3 млн. га. На долю угодий, занятых водными объектами, дорогами, постройками и прочими землями, приходится 6,4% общей площади земель этой учетной категории.
В 1998 г. сельскохозяйственные угодья по всем учетным категориям земель занимали 221,2 млн. га (12,9% земельного фонда России) и на значительных площадях характеризовались невысоким почвенным плодородием, неудовлетворительными культуртехническим состоянием и мелиоративной обустроенностью. По данным государственного учета земель, 35 млн. га сельскохозяйственных угодий переувлажнены, заболочены и засорены камнями. Около 16,3 млн. га засолены, около 95 млн. га характеризуются низким и очень низким содержанием гумуса, почти 44% сельскохозяйственных угодий имеют повышенную кислотность почв.
В составе сельскохозяйственных угодий России более 117,1 млн. га занимают дефляционно и эрозионно опасные, в том числе эродированные и дефлированные – 51 млн. га, из них 36 млн. га пашни. Общая площадь оврагов составила более 2 млн. га, а площадь заовраженных земель – более 5 млн. га. Каждый третий гектар пашни и пастбищ является эродированным и нуждается в осуществлении мер защиты от деградационных процессов.
К категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены наибольшие площади, пригодные для северного оленеводства (145,7 млн. га). По данным государственного учета земель, в 1998 г. в Российской Федерации под оленьи пастбища использовалось 301,0 млн. га земель. Более 70% из них приходится на земли тундровой зоны (215,0 млн. га), покрытые лишайниковой растительностью, пригодной для корма северным оленям. Кроме того, под оленьи пастбища использовалось свыше 112 млн. га земель под лесом и древесно-кустарниковой растительностью. Вследствие деградации угодий, используемых под оленьи пастбища, вызванной нерациональной хозяйственной деятельностью человека (перевыпасом скота, техногенным загрязнением, пожарами и другими причинами) выведено из оборота и переведено в запас более 16 млн. га этих земель.
Общая площадь почв России, подверженных процессам опустынивания или потенциально опасных в этом отношении, составляет более 50 млн. га. Это Поволжье, Предкавказье, Забайкалье, другие регионы Российской Федерации.
Интенсивное проявление процессов опустынивания земель отмечается на территории Республики Дагестан, Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей. Процессу опустынивания подвержены также территории Краснодарского и Ставропольского краев. К числу потенциально опасных территорий принадлежат земли, расположенные в южной части степной зоны Воронежской, Саратовской, Оренбургской, Омской, Челябинской, Читинской, Новосибирской областей, а также Республики Хакасия и Республики Бурятия.
Минсельхозпродом России в 1998 г. проведена эколого-токсикологическая оценка почв сельскохозяйственных угодий на содержание тяжелых металлов, остаточных количеств пестицидов, нитратов и других токсикантов. В результате обследования выявлено 1,4 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных тяжелыми металлами, из них 1,7% загрязнено веществами I класса опасности (высокоопасные вещества) и 3,8% – веществами II класса опасности (в основном медью).
Загрязнение почв с содержанием тяжелых металлов и мышьяка выше ПДК (ОДК) выявлено в республиках Бурятия, Дагестан, Карелия, Мордовия, Тыва, Красноярском и Приморском краях, Иркутской, Сахалинской, Костромской, Читинской, Мурманской, Оренбургской, Ивановской, Новгородской, Кемеровской областях.
Среднее содержание тяжелых металлов в пахотном горизонте почв сельскохозяйственных угодий в основном не превышает 0,5 ПДК (ОДК).
Государственными центрами, станциями агрохимической службы на все площади сельскохозяйственных угодий, загрязненных тяжелыми металлами, составлены картограммы, установлены источники загрязнения, разработаны рекомендации по возделыванию сельскохозяйственных культур.
В 1998 г. сетевыми подразделениями Росгидромета выборочно обследованы на содержание остаточных количеств пестицидов почвы на территории 32 субъектов Российской Федерации: весной на 17,1 тыс. га и осенью на 17,3 тыс. га, расположенных в 145 хозяйствах 93 административных районов.
В 2,6 тыс. объединенных проб почвы определялись пестициды 22 наименований; обнаружено загрязнение по следующим пестицидам: суммарному ДДТ, суммарному ГХЦГ, метафосу, трефлану и 2,4-Д. Почва, загрязненная остаточными количествами (ОК) пестицидов, выявлена на площади 0,85 тыс. га весной и 0,79 тыс. га осенью, что составило соответственно 5,0 и 4,7% обследованной территории. Для сравнения, в 1997 г. весной было загрязнено 5,2% обследованной площади, осенью – 4,6%.
В 1998 г. к наиболее загрязненным отнесены почвы на территории Курской и Тамбовской областей, где при обследовании весной почвы в садах и ягодниках, под зерновыми и на пашне обнаружено загрязнение ОК суммарного ДДТ соответственно на 64 и 62% обследованной площади при максимальных уровнях 1,6–3,6 ПДК и 1,3–1,5 ПДК соответственно. В Приморском крае почвы под зерновыми, корне- и клубнеплодами, кукурузой, под овощными и зябью загрязнены весной на 38,7% и осенью на 33,9% обследованной площади ОК суммарного ДДТ (не более 2,5 ПДК), ОК трефлана (до 1,8 ОДК) и ОК метафоса (до 1,7 ПДК). В Ростовской области почвы под корнеплодами, зерновыми, масличными, кукурузой и в садах, обследованные весной и осенью на 126 га, были загрязнены только ОК метафоса соответственно на 70% и 100% при максимальных уровнях не более 1,3 ПДК. В целом почвы Ростовской области загрязнены весной на 10,6 и осенью – на17,2% обследованной на содержание всех пестицидов.
К регионам со средним загрязнением отнесены Самарская и Иркутская области, где площади загрязненных почв не превышали 5,0–8,5% при максимальных уровнях 2–4,3 ПДК суммарного ДДТ; 4,2 суммарного ГХЦГ и 1,4–11,3 ОДК трефлана.
К наименее загрязненным регионам отнесены Курганская и Новосибирская области, где площади загрязненных почв не превышали 1,6%, однако загрязнение ОК суммарного ДДТ было достаточно высоким – обнаружено оно, как и в прежние годы, на территории зон отдыха этих областей. В Курганской области ОК суммарного ДДТ достигали весной 6,5 ПДК, осенью – 50,2 ПДК. В Новосибирской области при обследовании территории только осенью уровни суммарного ДДТ в почве достигали 28,6 ПДК.
Наибольшее загрязнение обнаружено по метафосу (весной 7, осенью 12,4%), суммарному ДДТ (до 4,7%), трефлану (до 4,1%). Загрязнение почв ОК 2,4-Д обнаружено на 0,65% и суммарного ГХЦГ – на 0,3% обследованной площади.
Не обнаружено загрязнения почв в Алтайском крае, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Рязанской, Саратовской, Томской, Ульяновской и Ярославской областях, Краснодарском крае и в республиках Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия и Чувашия.
Превышение пастбищной нагрузки и несоблюдение мер ухода за кормовыми угодьями привело к тому, что в России имеется 15,0 млн. га сбитых пастбищ. Наиболее значительные площади сбитых пастбищ отмечены в районах традиционного животноводства: Поволжский – 6,7 млн. га (около половины общей площади пастбищ), Северо-Кавказский – 3,0 млн. га, Восточно-Сибирский – 1,3 млн. га. Сенокосы страдают в основном от ненормированного выпаса по отаве. Площади сбитых сенокосов в целом по стране невелики, но само их наличие определяет тенденцию развития этого негативного процесса.
Особую тревогу вызывает состояние мелиорированных земель, площадь которых в России на 1 января 1999 г. составила 11,4 млн. га, из них 4,7 млн. га – орошаемых. Сохраняется тенденция роста земель с неблагоприятной мелиоративной обстановкой и снижения их продуктивности.
В зоне недостаточного увлажнения, особенно в Поволжье, идет интенсивный подъем уровня грунтовых вод, который на многих оросительных системах Астраханской, Волгоградской, Саратовской и Самарской областей достиг критических отметок. Из-за высокого уровня грунтовых вод, засоления земель и недопустимых сроков отвода поверхностных вод в настоящее время в неудовлетворительном состоянии находится 645 тыс. га орошаемых и 1261 тыс. га осушенных угодий, или соответственно 14 и 19% к их наличию.
В результате ухудшения мелиоративного состояния земель, сокращения финансирования работ по реконструкции, восстановлению и эксплуатации мелиоративных систем, обвального падения рентабельности сельскохозяйственного производства большие площади мелиоративных земель переведены в менее ценные категории угодий.
Принимаемые государством меры к сохранению плодородия почв явно недостаточны и не позволяют кардинально изменить качественное состояние сельскохозяйственных угодий страны. Сокращены объемы работ по мелиорации земель, не выполнено в предусмотренном объеме ни одно из мероприятий, намеченных Государственной комплексной программой повышения плодородия почв России.
Так, из предусмотренных Программой на 1998 г. 119 тыс. га защитных лесных насаждений в связи с недостаточным финансированием создано всего лишь 17,7 тыс. га (в 1997 г. – немногим более 20 тыс. га), что в 3 раза меньше среднегодовых объемов 1991–1995 гг. Несмотря на большие площади эродированной пашни, значительное сокращение противоэрозионных мероприятий отмечается в хозяйствах Воронежской, Саратовской, Курганской, Омской областей и Алтайского края.
Задания по внесению органических удобрений, известкованию, фосфоритованию, гипсованию и мелиоративной обработке солонцовых почв выполнены всего на 1,4–19%.
С невыполнением планов финансирования федеральной и региональных программ повышения плодородия почв связано увеличение количества выявленных нарушений земельного и природоохранительного законодательства, таких как неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от эрозии и других процессов деградации почв. Так, в результате проведения ежегодных совместных проверок по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения органами Госкомзема России и Госкомэкологии России в 1998 г. выявлено 94,8 тыс. указанных нарушений на площади 11,8 млн. га, что соответственно на 4,3 и 29,5% больше, чем в 1997 г.
Земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов) составляют 20,9 млн. га, или 1,2% земельного фонда страны.
В структуре земель населенных пунктов наибольший удельный вес приходится на сельскохозяйственные угодья – 11,0 млн. га (52,5%) и земли под застройкой и дорогами – 5,0 млн. га (23,8%). Городские леса, парки и сады занимают 2,6 млн. га (12,7%), водные объекты (реки, ручьи, водоемы) – 0,6 млн. га (2,2%). Площадь земель, требующих проведения специальных инженерных мероприятий (овраги, карьеры, болота и т. п.), составляет 1,7 млн. га (8,1%).
По состоянию на 1 января 1999 г. площадь земель городов и поселков городского типа составляет 7,6 млн. га. На этих землях преобладают застроенные территории, площадь которых составляет 2,8 млн. га, земли рекреации – 1,5 млн. га, 0,5 млн. га занято инженерной и транспортной инфраструктурой. На долю земель сельскохозяйственного использования приходится 1,6 млн. га. Земли резерва, предназначенные под застройку, составляют 0,3 млн. га.
В сельских населенных пунктах преобладают земли сельскохозяйственного использования (7,7 млн. га), на земли жилой застройки приходится 2,4 млн. га, общественно-деловой и производственной – 0,9 млн. га. Инженерной и транспортной инфраструктурой занято 0,5 млн. га (в основном земли железнодорожного и автомобильного транспорта).
Рост урбанизации неизбежно приводит к усложнению экологической обстановки в городах, на землях промышленности и транспорта, прилегающих к ним территориях. Продолжающийся в крупных городах территориальный рост промышленных зон, уплотнение застройки приводят к снижению доли свободных и озелененных пространств.
В настоящее время около 10% городов страны имеют высокий уровень загрязнения природных сред, в том числе почв. Практически во всех городах с населением свыше 1 млн. чел. экологическое неблагополучие оценивается как "наиболее высокое" и "очень высокое". Не менее 60% городов с населением 0,5–1 млн. жителей характеризуются острой экологической ситуацией.
Наиболее острыми экологическими проблемами городского землепользования остаются загрязнение, захламление и нарушение земель и недостаточные объемы их рекультивации. Продолжается рост площади земель, подверженных влиянию и загрязненных промышленными выбросами предприятий.
В 1998 г. органами Росгидромета на содержание токсикантов промышленного происхождения (ТПП) обследован почвенный покров в районе 26 населенных пунктов и заповедников Российской Федерации, в том числе на тяжелые металлы (ТМ) вокруг 17. Отобрано 1100 объединенных проб почв и проведено около 20 000 компонентоопределений в объектах природных сред.
По результатам обследования 1998 г. к чрезвычайно опасной категории загрязнения комплексом ТМ относятся почвы Кировграда (Zф = 141, комплекс ТМ – свинец, кадмий, цинк, медь, никель); к опасной категории загрязнения – почвы Режа (Zф = 54, комплекс ТМ – никель, кобальт, кадмий, свинец, хром, цинк, медь); к умеренно опасной – почвы Владивостока (Zф = 26, свинец, кадмий, цинк, медь, никель, марганец). Почвы остальных обследованных в 1998 г. населенных пунктов (67,5% от числа обследованных на ТМ, включая участки многолетнего наблюдения) относятся к допустимой категории загрязнения.
По содержанию отдельных токсикантов промышленного происхождения (критерии оценки загрязнения почв – значения ПДК и ОДК химических веществ, а в случае их отсутствия – сравнение с местным фоном) обследованные в 1998 г. территории характеризуются следующими показателями.
Высокое содержание кадмия обнаружено в почвах Владивостока (валовое содержание (в) до 5 ОДК), Кировграда (содержание кислотнорастворимых форм (кр) до 50 ОДК), Режа (кр до 150 ОДК), Сухого Лога (содержание подвижных форм (п) до 21-кратногозначения местного фона (ф)); кобальта – в почвах Кировграда (содержание водорастворимых форм (вод) до 11 ф), Режа (вод до 9 ф); марганца – в почвах Владивостока (п до 3 ПДК); меди – в почвах Владивостока (п до 21 ПДК), Кировграда (кр до 151 ОДК, п до 367 ПДК, вод до 87 ф), Полевского (п до 9 ПДК, вод до 18 ф), Режа (п до 4 ПДК, вод до 8 ф), Сухого Лога (п до 43 ПДК), Тулуна (в до 10 ОДК); никеля – в почвах Владивостока (п до 3 ПДК), Кировграда (п до 8 ПДК, вод до 121 ф), Полевского (кр до 11 ОДК, п до 13 ПДК), Режа (кр до 61 ОДК, п до 55 ПДК, вод до 30 ф), Сухого Лога (п до 2 ПДК), Сысерти (п до 2 ПДК), Тулуна (в до 5 ОДК); свинца – в почвах Владивостока (в до 3 ОДК, п до 12 ПДК), Кировграда (кр до 33 ОДК, п до 80 ПДК), Полевского (п до 5 ПДК), Режа (п до 5 ПДК), Сухого Лога (п до 9 ПДК); хрома – в почвах Нижнего Новгорода (в до 11 ПДК или 9 ф), Полевского (кр до 5 ПДК или 8 ф, вод до 19 ф), Режа (кр до 8 ПДК, или до 9 ф), Саранска (в до 2 ПДК); цинка – в почвах Владивостока (в до ОДК, п до 3 ПДК), Кировграда (кр до 87 ОДК, п до 70 ПДК), Полевского (п до 8 ПДК), Режа (п до 8 ПДК), Сухого Лога (п до 13 ПДК), Тулуна (в до 4 ПДК).
Водорастворимым фтором загрязнены почвы Полевского (до 3 ПДК) и Новокузнецка (одна проба, 2 ПДК), валовым – почвы 12-километровой зоны вокруг БрАЗ в Братске (до ф, ф = 300 млн–1).
Тенденцию изменения содержания ТМ в почвах можно определить только при многолетнем наблюдении за содержанием ингредиентов на одних и тех же пунктах с достаточно представительной выборкой данных при неизменных точках отбора проб. Пункты отбора проб почв ежегодно меняются, объемы выборок малы, провести анализ динамики уровней загрязнения нет возможности.
В 1998 г. продолжалась инвентаризация источников загрязнения городских земель, что необходимо для принятия конкретных решений по предотвращению загрязнения земель. Основными источниками загрязнения являются выбросы автотранспорта и промышленных предприятий, полигоны размещения и свалки отходов. Так, в 1998 г. при осуществлении госземконтроля органами Госкомэкологии России выявлено 16,3 тыс. несанкционированных свалок отходов производства и потребления на площади 32,9 тыс. га в городах и населенных пунктах, пригородных зонах, полосах отвода железных и автодорог.
Одним из источников загрязнения урбанизированных земель продолжают оставаться полигоны складирования твердых бытовых отходов (ТБО) и иловые площадки осадка сточных вод городских очистных сооружений в пригородных зонах. Эти объекты занимают более 10 тыс. га земель, подавляющее число полигонов ТБО эксплуатируется с нарушением экологических требований. Только 3% объема складирующихся на них ТБО обезвреживается с использованием современных промышленных методов.
Практически не проводились работы по консервации и санированию городских земель, интенсивно загрязненных тяжелыми металлами, нефтепродуктами, радионуклидами техногенного происхождения. Как показывают результаты наблюдений на стационарных экологических постах, а также космические снимки многих промышленных городов (Магнитогорск, Липецк, Череповец, Кемерово, Норильск и др.), значительные площади не только городских, но и пригородных ландшафтов сильно деградированы в результате проведения строительных работ, нерациональной планировки транспортных и коммунальных сетей.
Лишь в отдельных городах (г. Москва и некоторые другие) в отчетном году проводились работы по наведению порядка в землепользовании на территории водоохранных зон водных объектов и прибрежных береговых полос (ликвидация свалок, автостоянок, устранение захламления и др.). В целом экологическое состояние земель в этих зонах близи населенных пунктов остается крайне напряженным. Продолжается их интенсивная застройка (дачные поселки и др.), возникают новые несанкционированные свалки.
Наибольший вклад в загрязнение почвенно-растительного покрова вносят такие отрасли промышленности, как цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение. Например, состояние земель Челябинской области специалисты характеризуют как кризисное, поскольку 56% территории области загрязнено и техногенно изменено. Проведенная в 1998 г. Челябинским комитетом по охране природы оценка уровня загрязнения территории города Верхний Уфалей по показателю суммарного загрязнения тяжелыми металлами показала, что 25–30% его территории отвечает зоне экологического бедствия, а 35–40% территории – зоне чрезвычайной экологической ситуации. Решением коллегии Челябинского комитета по охране природы в рамках осуществления природоохранной деятельности комбината ОАО "Уфалейникель" намечено в течение 1998–1999 гг. провести почвенно-экологическое обследование санитарно-защитной зоны комбината и определить зону влияния выбросов загрязняющих веществ комбината на прилегающую территорию.
По данным Производственного и научно-исследовательского института изысканий в строительстве, масштабы основных опасных природных и техногенных процессов (ОПТП), снижающих качество, а следовательно и стоимость земель поселений, в 1998 г. существенно возросли. Это объясняется почти полным прекращением работ по охране таких земель, в частности по их инженерной защите.
Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения занимают 17,6 млн. га. В этой категории учтены территории большого количества предприятий, организаций и учреждений, расположенных за пределами черты населенных пунктов.
Предприятиям добывающей и перерабатывающей промышленности, энергетики предоставляются земельные участки для размещения на них производственных и административных зданий и строений, атомных электростанций, тепло- и гидроэлектростанций, линий электропередачи, подъездных путей, инженерных коммуникаций, перевалочных складов, баз и других объектов. Площадь земель под этими объектами составляет 2,7 млн. га. В структуре земель преобладают застроенные территории, пути сообщения и нарушенные земли, на долю которых приходится 76% их общей площади по всем учетным категориям.
В структуре нарушенных земель преобладают земли, нарушенные при добыче полезных ископаемых открытым способом, земли, занятые отвалами вскрышных и вмещающих пород, золо- и шлако-отвалами, хвостохранилищами (более 40% общей площади этих земель), подъездными дорогами и промплощадками.
По данным государственного учета, на 1 января 1999 г. в Российской Федерации числится 1186,3 тыс. га нарушенных земель (по всем учетным категориям), в том числе нарушенных при добыче полезных ископаемых и геологоразведочных работах – 640,2 тыс. га, торфоразработках – 276,5 тыс. га, строительстве – 135,6 тыс. га, проведении других работ – 134,0 тыс. га. В 1998 г. было нарушено 58,5 тыс. га, включая 12,6 тыс. га земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых и геологоразведочных работах, 21,6 тыс. га – при строительстве, 24,3 тыс. га – при проведении других работ.
Имеют место многочисленные факты нарушений требований по снятию и складированию верхнего плодородного слоя, а также использованию его для рекультивации земель под сельскохозяйственные угодья и улучшения малопродуктивных земель. В ходе проведенных в 1998 г. контрольно-инспекционных мероприятий органов Госкомэкологии России и Госкомзема России выявлено более 20 тыс. нарушений земельного законодательства, связанных с порчей и уничтожением плодородного слоя почвы, что на 29,1% больше, чем в 1997 г.
Снимаемый плодородный слой почвы используется неполностью, объемы складирования увеличиваются. В настоящее время заскладировано 140 400 тыс. м3 плодородного слоя почвы, что больше прошлогоднего на 1970 тыс. м3. В 1998 г. использовано снятого плодородного слоя почвы 33 300 тыс. м3, в том числе 30 700 тыс. м3 – на рекультивацию нарушенных земель, 700 тыс. м3 – на улучшение малопродуктивных угодий, использовано на другие цели 1900 тыс. м3.
Восстановление нарушенных земель проводится в незначительных объемах. За отчетный период рекультивировано 79,5 тыс. га нарушенных земель, что соответствует прошлогоднему уровню (79,2 тыс. га).
К землям транспорта относятся земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного и трубопроводного транспорта для осуществления эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта и развития объектов транспорта. Земли автомобильного транспорта составляют 1,2 млн. га, железнодорожного – 1,0 млн. га, речного и морского – 9,0 тыс. га, воздушного – 33 тыс. га, трубопроводного – 34 тыс. га. В структуре этих земель преобладают земли, занятые под путепроводы и защитные лесонасаждения, на долю которых приходится 81,7%. Земли связи, радиовещания, телевидения занимают 53 тыс. га. Для выполнения задач по обороне, безопасности и космическому обеспечению предоставлено свыше 11 млн. га земель.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Особо охраняемые природные территории являются объектами национального достояния. В целях их сохранения они изымаются полностью или частично из хозяйственного использования и гражданского оборота постановлениями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления. По данным государственного учета, на 1 января 1999 г. их площадь составила 31,7 млн. га, причем доля заповедников и парков наибольшая – 99,6% общей их площади. На земли оздоровительного назначения приходится 135 тыс. га. Для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, оздоровительных лагерей и других объектов рекреации предоставлено 75,2 тыс. га. Под памятниками истории и культуры занято 11,3 млн. га. Кроме того, земли природоохранного назначения имеются в составе земель других категорий: лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, водного фонда.
Все виды природно-рекреационного и природно-заповедного фонда, защитные леса, водоохранные зоны, другие охраняемые территории, а также территории с природоохранными ограничениями режима использования составляют единую систему обеспечения экологического равновесия.
Важная роль в этой системе отведена водоохранным зонам, которые устанавливаются для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
Состояние земель в пределах водоохранных зон остается неудовлетворительным. Продолжается загрязнение и захламление земель, не выводятся за пределы зон животноводческие фермы и лагеря крупного рогатого скота, продолжается сведение лесной и кустарниковой растительности, а также другие нарушения режима водоохранных зон, которые выявляются органами Госкомэкологии России при осуществлении государственного экологического контроля. В 1998 г. выявлено 4,4 тыс. таких нарушений на площади 56,8 тыс. га (табл. 3.3). Наибольшее число нарушений режима землепользования в водоохранных зонах водных объектов выявлено в Республике Татарстан, Челябинской, Кировской областях, Алтайском крае. Целенаправленно и эффективно осуществляют контроль за использованием и охраной земель в водоохранных зонах водных объектов территориальные природоохранные комитеты в Липецкой, Астраханской, Челябинской областях, республиках Марий Эл и Мордовия.
Показатель | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. |
---|---|---|---|
Проведено проверок, тыс. ед. | 9,867 | 9,547 | 6,397 |
на площади, тыс. га | 929,2 | 2664 | 1253,4 |
Выявлено нарушений, тыс. ед. | 6,375 | 6,204 | 4,449 |
на площади, тыс. га | 126,7 | 83,2 | 56,8 |
Устранено нарушений, тыс. ед. | 3,944 | 4,081 | 2,968 |
на площади, тыс. га | 13,9 | 26,2 | 40,3 |
Виды нарушений, % общего количества выявленных нарушений: | |||
загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами |
27,2 | 26,7 | 19,7 |
захламление земель | 26,1 | 29 | 28,5 |
нарушение установленного режима использования земель | 20,6 | 21,1 | 24,5 |
самовольное занятие земель | 7 | 5,9 | 6,3 |
невыполнение обязательных мероприятий по охране почв | 3,5 | 3,7 | 2,6 |
проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, негативно влияющих на состояние земель |
1,6 | 1,9 | 1,5 |
другие нарушения | 11,9 | 10 | 13,4 |
Особую тревогу вызывает состояние и использование земель в водоохранных зонах – источниках питьевого водоснабжения. Так, в 1998 г. в решении коллегии Госкомэкологии Челябинской области было отмечено, что санитарно-экологическое состояние р. Миасс, Аргазинского и Шершеневского водохранилищ достигло критического уровня из-за неудовлетворительной работы действующих очистных сооружений и высокой антропогенной нагрузки на водоохранную зону. Главам администраций, чьи земли расположены в водоохранной зоне, Госкомэкологией Челябинской области направлены для исполнения конкретные мероприятия с учетом выявленных нарушений режима использования земель водоохранных зон.
Площадь земель лесного фонда, по данным Госкомзема России, составляет 1046,0 млн. га (61,2% территории страны) и включает лесные (774,8 млн. га) и нелесные (271,2 млн. га) земли. Из площади лесных земель 774,7 млн. га покрыто лесами, остальная часть этих земель занята лесными питомниками, погибшими древостоями, вырубками, прогалинами и пустырями. В составе нелесных земель выделяются сельскохозяйственные угодья, площадь которых составляет 4,2 млн. га, поверхностные водныеобъекты занимают 117,8 млн. га, под застроенными территориями и дорогами занято 1,8 млн. га, прочие земли составляют 147,5 млн. га, из них 92,8% приходится на долю земель, используемых под оленьи пастбища. Из общей площади земель лесного фонда 187,4 млн. га предоставлено в пользование предприятиям, организациям и гражданам, в основном для производства продукции сельского хозяйства.
Земли водного фонда по состоянию на 1 января 1999 г. составляют 19,9 млн. га. В эту категорию земель включены поверхностные водные объекты (реки, водохранилища, озера, ледники, снежники), не учтенные в других категориях земель. Более 99% этих земель занято непосредственно под водными объектами. На долю других угодий (сельскохозяйственных, лесов, под постройками, дорогами и прочими землями) приходится менее одного процента.
По данным государственного учета земель, под поверхностными водными объектами и болотами занято 211,1 млн. га земель (12,4% площади территории страны), из них на долю болот приходится 139,4 млн. га, под реками, озерами, водохранилищами находится 71,7 млн. га земель.
Наиболее заболочены тундра и таежная зона. В зоне тундры заболоченность некоторых районов достигает 50%. В таежной зоне сосредоточено около 80% всех торфяных болот. В пределах Европейской части России наиболее заболочены Республика Карелия, Вологодская и Ленинградская области. Здесь заболоченность достигает 40%. В зоне тайги Западно-Сибирской равнины заболоченность доходит до 70%. Много болот на Дальнем Востоке, особенно в Приамурье.
Наибольшее количество болот сосредоточено на землях лесного фонда, их площадь составляет 100,2 млн. га. На землях запаса ими занято 15,1 млн. га. Наличие болот на землях сельскохозяйственного назначения и их постоянный рост свидетельствуют о низкой культуре земледелия, постепенном свертывании работ по мелиорации земель. По сравнению с 1990 г. площадь заболоченных земель этой категории возросла на 4 млн. га и составила на 1 января 1999 г. 20,6 млн. га.
Из общей площади земель под реками, озерами, водохранилищами около 60% занято озерами, более 30% – под реками, ручьями. На водохранилища и пруды приходится в целом относительно небольшая площадь – около 8%. Наибольшее количество этих земель сосредоточено в водном (19,3 млн. га), лесном (17,6 млн. га) фондах и земельном запасе (18,0 млн. га). На землях сельскохозяйственного назначения под водными объектами занято 13,6 млн. га земель.
В категории земель запаса числятся земли, не учтенные в других категориях. Общая их площадь составляет 118,5 млн. га. Структура земель запаса постоянно меняется, что связано, с одной стороны, с переводом в нее земельных участков, владение или пользование которыми прекращено, с другой стороны, предоставлением угодий в пользование предприятиям, организациям и гражданам. Наибольший удельный вес в структуре угодий данной категории приходится на земли, вовлечение которых в хозяйственный оборот является экономически нецелесообразным (солончаки, пески, овраги, болота, нарушенные земли и другие). Их площадь составляет 74,8 млн. га (63,1%). Под реками, ручьями, озерами занято 18,0 млн. га (15,2%), под лесами и иной древесно-кустарниковой растительностью – 11,7 млн. га (9,9%).
В 1998 г. состояние земель Российской Федерации, находящихся в сфере хозяйственной деятельности, оставалось неудовлетворительным. Проводимые в стране преобразования земельных отношений, отразившись на динамике структуры земельного фонда, не привели к улучшению использования земли, снижению неблагоприятных антропогенных воздействий на почвенный покров, вызывающих или способствующих развитию процессов деградации почв сельскохозяйственных и иных угодий. К ним относятся прежде всего резкое снижение плодородия почв, зарастание ценных угодий кустарником, мелколесьем и сорной растительностью, эрозия и засоление почв, подтопление и затопление земель, опустынивание, деградация оленьих пастбищ, загрязнение земель токсикантами промышленного происхождения и ряд других негативных процессов, что приводит к существенным и зачастую невосполнимым эколого-социально-экономическим потерям. Остаются нерешенными экологические проблемы городов и территорий, примыкающих к крупным городам и промышленным комплексам.
Во многих случаях экологические проблемы землепользования обусловлены многочисленными нарушениями природоохранительного законодательства.
Углубление земельной реформы и формирование новых земельных отношений, основанных на введении частной собственности на землю, при сохраняющемся потребительском отношении к ее использованию вызывает необходимость усиления государственного контроля за использованием и охраной земель.
Территориальными органами Госкомэкологии России государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в рамках государственного экологического контроля. В соответствии с разделением функций между специально уполномоченными органами, осуществляющими госземконтроль, определенном Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации (утвержден постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. № 1362), органы Госкомэкологии России особое внимание уделяли выявлению, устранению и предупреждению таких нарушений, как самовольное занятие земель природоохранного назначения и нарушение установленного режима их использования, захламление и загрязнение земель, порча и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и предотвращение деградации почв, проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.
Специально организованный опрос работников территориальных органов Госкомэкологии России, осуществляющих государственный экологический контроль на территории 73 субъектов Российской Федерации, представляющих более 90% ее территории, показал, что при прочих продолжающихся негативных процессах в землепользовании (загрязнение, захламление, нарушение земель в процессе хозяйственной деятельности) специалисты природоохранных органов в большей степени, чем раньше, обеспокоены проблемой деградации почв в результате невыполнения почвозащитных и природоохранных мероприятий (табл. 3.4) как в сельскохозяйственном производстве, так и при других видах землепользования. Указанная проблема признана самой острой из оцениваемых в 51 субъекте Российской Федерации на 50,4% площади, причем в таких регионах как республики Дагестан, Калмыкия, Татарстан, Бурятия, области Астраханская, Брянская, Волгоградская, Челябинская, Мурманская, Приморский край деградация почв приобретает характер "экологического кризиса" на значительной части территории региона.
Проблема | Распределение территорий по остроте проявления экологических проблем землепользования* | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
кол-во регионов | % площади земель | кол-во регионов | % площади земель | кол-во регионов | % площади земель | |
Загрязнение земель в результате хозяйственной деятельности и аварийных ситуаций | 28 | 41,3 | 30 | 33,1 | 15 | 17,8 |
Нарушение земель и их рекультивация | 51 | 74,4 | 16 | 22,4 | 6 | 3,2 |
Деградация почв в результате невыполнения почвозащитных и иных природоохранных мероприятий | 22 | 49,6 | 42 | 44,1 | 9 | 6,3 |
Невыполнение федеральных и региональных программ повышения плодородия почв | 15 | 41,1 | 37 | 20,5 | 21 | 38,4 |
Практически все сельскохозяйственные регионы (58 субъектов Российской Федерации) отметили проблему невыполнения федеральной и региональных программ повышения плодородия почв как приоритетную на значительной части территории региона, в том числе в 21 субъекте (38,4% территории Российской Федерации) эта проблема приобретает характер "экологического кризиса", обусловленного активизацией процессов деградации почв и выводом их из хозяйственного оборота в связи с невыполнением обязательных мероприятий по воспроизводству почвенного плодородия (республики Дагестан и Калмыкия, Астраханская, Брянская, Волгоградская области и др.).
На 25% территории Российской Федерации в 22 субъектах на значительной части территории приоритетной является проблема техногенного нарушения земель и невыполнения обязанностей по их рекультивации. Особенно острой эту проблему называют специалисты природоохранных органов в Кемеровской области, Приморском крае, Мурманской, Пензенской, Смоленской областях и Ямало-Ненецком автономном округе.
Проблема загрязнения земель в результате хозяйственной деятельности остается приоритетной на значительной части территории в 40 субъектах (48,2% территории) Российской Федерации (табл. 3.5). В число отметивших эту проблему вошли регионы с развитой перерабатывающей промышленностью (химическая и нефтехимическая, цветная металлургия), регионы с высокой плотностью населения, а также регионы, пострадавшие в результате чернобыльской катастрофы.
Характер экологического кризиса указанная проблема приобретает в 7 субъектах Российской Федерации на 9,6% территории: Кемеровская область, Красноярский край, Смоленская, Пензенская, Челябинская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. В последних двух субъектах Российской Федерации "кризисное" загрязнение земель напрямую связано с объектами нефтегазового комплекса.
Проблема | Распределение территорий по остроте проявления экологических проблем землепользования* | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
кол-во регионов | % площади земель | кол-во регионов | % площади земель | кол-во регионов | % площади земель | |
Загрязнение: | ||||||
нефтью и нефтепродуктами | 55 | 68,6 | 11 | 12,2 | 6 | 6,3 |
тяжелыми металлами | 55 | 73,6 | 11 | 11,1 | 4 | 7,4 |
агрохимикатами | 55 | 79,3 | 14 | 11,8 | 3 | 1,1 |
бытовыми стоками | 51 | 71,0 | 19 | 20,9 | 1 | 0,3 |
промышленными отходами | 46 | 59,5 | 20 | 24,3 | 7 | 8,4 |
отходами животноводства | 58 | 80,1 | 10 | 11,2 | 3 | 0,8 |
Основные причины экологических проблем землепользования на современном этапе и, возможно, на ближайшую перспективу можно сформулировать следующим образом:
– смещение реальных приоритетов государственной политики в сторону экстенсивной эксплуатации природных ресурсов и решения текущих экономических проблем в ущерб долгосрочным национальным интересам, что, помимо прочего, определяет ситуацию, при которой не обеспечивается соблюдение норм природоохранительного законодательства органами законодательной и исполнительной власти всех уровней, субъектами хозяйственной деятельности и гражданами;
– отсутствие научно обоснованной нормативно-правовой базы экологической или природоохранной регламентации антропогенных нагрузок на земельные ресурсы;
– недостаточная правовая защищенность почв как компонента экосистем;
– отсутствие действенного правового механизма закрепления за правопреемниками ответственности за загрязнение, нарушение и деградацию земель, на которых расположены промышленные предприятия, и земель, находящихся в зоне их влияния, при смене форм собственности и передаче собственности от одних лиц к другим;
– практическое отсутствие государственного учета природно-хозяйственного качества и экологических функций почвы, почвенного покрова территорий и экологического состояния земель при их кадастровой оценке и определении стоимости земли;
– отсутствие правового механизма, обеспечивающего владельцу земли соответствующую компенсацию за вводимые природоохранные ограничения в использовании земель через систему налоговых льгот, прямых выплат из государственного бюджета, экологических фондов и иных источников финансирования, либо предоставления по его желанию другого земельного участка.