Раздел 4

Использование полезных ископаемых и охрана недр

Отличительной особенностью минерально-сырьевой базы России является ее многокомпонентность – она включает в себя практически все виды полезных ископаемых, распределенных по своим физико-химическим, технико-технологическим и потребительским свойствам на отдельные группы: топливно-энергетические ресурсы (нефть, газ, уголь, торф, уран); черные металлы (железные, марганцевые и хромовые руды); цветные и редкие металлы (медь, никель, свинец, цинк, алюминиевое сырье, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, титан, цирконий, ниобий, тантал, редкоземельные металлы, скандий и др.); благородные металлы (золото, серебро, платиноиды) и алмазы; неметаллические полезные ископаемые (фосфатное сырье, плавиковый шпат, пьезооптическое сырье, тальк, магнезит, калийные и каменные соли, драгоценные и поделочные камни, сырье для производства цемента и др.); подземные воды (питьевые и технические, минеральные и лечебные, теплоэнергетические, гидроминеральное сырье). На территории России открыто, разведано и разрабатывается несколько тысяч месторождений топливно-энергетического, металлургического и нерудного сырья. Доля России в мировых запасах составляет: нефти – около 13%, газа – 34, угля – 12, железных руд – 27, свинца – 12, цинка – 16%, никеля – почти треть мировых запасов, меди – свыше 10, апатитов – 64%. Также значительна доля запасов золота, платины и платиноидов, алмазов, редких и рассеянных элементов, других полезных ископаемых.

Добыча и потребление минерально-сырьевых ресурсов. Из недр России даже в условиях экономического кризиса извлекается 9% нефти, 26% газа, 5% угля, 7% товарной железной руды, свыше 20% никеля и кобальта, 55% апатитов, 15% калийных солей, значительная часть вольфрама, платины, алмазов от всего объема полезных ископаемых, добываемых в мире. Объем добычи и потребления минерального сырья (в стоимостном выражении) в России сохранился на уровне прошлых лет (13 и 8% от мирового). В структуре потребления минерально-сырьевых ресурсов в России преобладает углеводородное сырье: газ – 48%, нефть – 32%. Высокий уровень потребления топливно-энергетических ресурсов в России объясняется большой энергоемкостью производства, применением устаревших технологий и техники, значительными потерями при транспортировке и переработке сырья.

Добыча большинства полезных ископаемых из недр в 1998 г. продолжала снижаться и составила к уровню 1991 г.: по углю – 63%, железным рудам – 83, хромовым рудам – 50, меди – 74, цинку – 66, свинцу – 35, бокситам – 79, олову – 43, вольфраму – 12, молибдену – 33%. Относительно предыдущего года возросла на 1–3% добыча золота, алмазов, газа и некоторых других видов полезных ископаемых. Динамика добычи топливно-энергетического сырья в России отражена в табл. 4.1.

Таблица 4.1
Динамика добычи топливно-энергетического сырья
Добыча 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1998 г. в % к 1997 г.
Нефть, включая газовый конденсат, млн. т 462 399 354 318 307 301 306 303 99,2
Газ, млрд. м3 643 641 618 607 595 601 571 591 103,5
в том числе:                  
   природный 608 609 588 581 570 575 544 564 103,8
   нефтяной 35,4 32,4 29,8 26,2 24,7 26,1 27,3 26,9 99,1
Уголь, млн. т 353 337 306 272 263 257 245 232 94,6

Сохраняется устойчивая тенденция увеличения удельного веса экспортных поставок минерального сырья за счет сокращения его внутреннего потребления. Доля экспорта важнейших видов минерально-сырьевой продукции от общего объема их производства в России в 1997–1998 гг. составляла: нефти – 39–40%, меди и никеля – 80–85%, минеральных удобрений – 70–75%. Неблагоприятная ценовая конъюнктура, сложившаяся для производителей на мировом рынке в 1997–1998 гг., привела к тому, что при увеличении физических объемов продаж относительная величина валютной выручки в общем объеме торговых операций минеральным сырьем снизилась по сравнению с предыдущими годами почти на 5%. Следует отметить, что при одной и той же номенклатуре продукции цены на важнейшие виды российского минерального сырья были ниже среднемировых на 5–10% (нефть, газ, никель, алюминий). В структуре экспорта по-прежнему преобладает минеральное сырье (нефть сырая, прокат, цветные металлы, драгоценные и поделочные камни), а не изделия из него, что крайне невыгодно для национальной экономики.

Обострение кризисной ситуации в стране не позволило закрепить успех геологоразведочных работ, достигнутый в 1997 г. Объемы выполненных геологоразведочных работ (в ценах 1998 г.) снизились с 17,3 млрд. руб. в 1997 г. до 13,1 млрд. руб. в 1998 г. Из отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (МСБ), централизованных в федеральном бюджете, затрачено 1674 млн. руб. (в 1997 г. – 1694 млн. руб.); оставлено отчислений на воспроизводство МСБ: в бюджетах субъектов Российской Федерации – 3630 (2976), добывающим предприятиям – 4315 (8651) млн. руб.; израсходовано собственных средств предприятий и других источников – 2400 (2722), иностранных инвестиций – 1100 (1265) млн. руб.

По целевому назначению отчисления на воспроизводство МСБ, зачисляемые в доход федерального бюджета, использованы на 71,3%, поступившие в бюджеты субъектов Российской Федерации – на 60%, оставленные добывающим предприятиям – на 87%. Преобладающая часть средств израсходована на следующие геологоразведочные работы: нефть и газ – 70,4%, благородные металлы и алмазы – 6,9%, региональные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – 10,8%.

Из-за сокращения объемов финансирования в 1998 г. уменьшились и физические объемы основных видов геологоразведочных работ. Размеры глубокого разведочного бурения на нефть и газ снизились с 1510,5 тыс. м в 1997 г. до 1250,2 тыс. м в 1998 г. (на 17%), объемной сейсморазведки – с 5025 км2 до 4500 км2, гравиразведки масштаба 1:200 000 – с 6503 км2 до 3425 км2, объемы механического колонкового бурения – с 1493,6 тыс. до 1475,6 тыс. м. В то же время увеличились объемы геологосъемочных работ масштаба 1 : 200 000 с 225 тыс. до 300 тыс. км2, гидрогеологической и инженерно-геологической съемки масштаба 1 : 200 000 – с 24,46 тыс. до 25,74 тыс. км2.

В 1998 г. продолжалось сокращение численности работников геологоразведочной отрасли. Так, среднестатистическая численность работающих в организациях и на предприятиях Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) составляла 84,6 тыс. чел., что на 2 тыс. чел. меньше, чем в 1997 г.

Тем не менее, в сложных экономических условиях 1998 г. удалось частично осуществить перевод гидрогеологических и инженерно-геологических съемок и геоэкологического картографирования на компьютерные технологии. В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации восстановлена наблюдательная сеть государственного мониторинга геологической среды в объемах, существовавших в 1991 г. (19 тыс. пунктов наблюдения). В республиках Мордовия и Хакасия, в Амурской, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Ростовской, Томской и других областях наряду с восстановлением опорной государственной сети расширялась наблюдательная сеть за счет локального мониторинга на объектах недропользования.

Однако в целом из-за недостаточного объема отчислений на воспроизводство МСБ нарушения порядка их целевого использования, неритмичного финансирования, а зачастую практически его прекращения (во II и III кварталах 1998 г.) результаты геологоразведочных работ были ниже, чем в предыдущем году.

Прирост разведанных запасов нефти с конденсатом в 1998 г. по сравнению с 1997 г. уменьшился на 15,9% и составил 232,1 млн. т, что компенсировало лишь 76,5% объемов добычи. Это относится и к основным районам нефтедобычи: в Западной Сибири прирост запасов (180,5 млн. т) отстает от добычи на 11,6%, в Урало-Поволжье – в 2,2 раза.

Прирост разведанных запасов газа в целом по России в 1998 г. составил 338,4 млрд. м3, сократившись по сравнению с 1997 г. на 15,2%. Основной прирост запасов газа получен в Западной Сибири – 308,3 млрд. м3 (91% от общероссийского). В целом по стране он компенсировал всего 59,7% добычи из недр, в том числе в Западной Сибири – 59%.

Из-за незначительных объемов геологоразведочных работ в Западной Арктике в 1998 г., как и в предыдущий год, не произошло изменения разведанных запасов нефти и газа.

В 1998 г. в стране открыто 39 месторождений углеводородного сырья, в том числе 36 – нефтяных (в 1997 г. соответственно 50 и 44). Впервые за последние 4 года среди открытых месторождений находится одно крупное, извлекаемые запасы которого достигают 200 млн. т (Северо-Самбургское месторождение в Ямало-Ненецком автономном округе). Средние запасы открытых в 1998 г. месторождений составили: для нефтесодержащих – 2,3 млн. т (без учета Северо-Самбургского), для газосодержащих – 8,7 млрд. м3. Эти показатели близки к аналогичным показателям 1997 г. (соответственно 2,4 млн. т и 7,4 млрд. м3).

Поисково-разведочные работы на твердые полезные ископаемые осуществлялись с целью поддержания минимальной обеспеченности разведанными запасами действующих горнодобывающих предприятий и поиска высоколиквидных, стратегических и остродефицитных для России видов минерального сырья. Возросли объемы поисковых и поисково-оценочных работ на рудное золото, алмазы и сырье для атомной промышленности. Это обеспечило выявление ряда перспективных объектов для передачи их в недропользование. Вместе с тем сохранилась низкая инвестиционная активность на большинстве месторождений благородных металлов в Дальневосточном регионе, черных металлов на Урале и на юге Западной Сибири. Следствием этого явилось невыполнение предусмотренных лицензионными соглашениями условий относительно сроков проведения геологоразведочных работ и ввода в эксплуатацию месторождений полезных ископаемых.

Приросты запасов практически по всем видам твердых полезных ископаемых в 1998 г. были существенно ниже, чем в 1997 г. и составили: по углю – 46,8%, меди – 35,2, свинцу – 78,6, цинку – 78,7, никелю – 52,1, олову – 55,6, золоту – 89, платине – 92,4%. Только по алмазам прирост запасов примерно соответствовал прошлогоднему уровню, а по вольфраму превысил его в 3 раза. По-прежнему объемы погашения запасов в недрах почти по всем видам полезных ископаемых выше их прироста.

В 1998 г., особенно во второй половине года, признаки стабилизации и даже некоторого подъема в добывающей промышленности, отмеченные в 1997 г., были нивелированы, и ее тяжелое положение еще более усугубилось. Не возобновили работу закрытые ранее рудники и карьеры, в дополнение к остановленным предприятиям практически приостановлена добыча руд редких металлов на Ловозерском месторождении, близок к закрытию ряд других предприятий. Большинство горнодобывающих предприятий работали неустойчиво, с длительными простоями. Сворачивается производство на рудниках цветной металлургии (Нерчинский ПМК, Калангуйский ПШК, Балейский ГОК и др.). В Приморском крае почти полностью прекратились работы по добыче золота, фактически работало только два предприятия. Предприятия цветной металлургии также работали с перебоями.

На грани остановки шахты и карьеры Горноблагодатского РУ, шахта "Северопесчанская" Богословского РУ по добыче железных руд, Лихвихинский и Турьинский рудники по добыче медных руд, Березовский рудник по добыче золота. Более мелкие предприятия самоликвидируются.

Из-за отсутствия финансирования значительно снизились объемы работ по разведке и доразведке эксплуатируемых месторождений полезных ископаемых, числящиеся на балансе предприятий запасы становятся нерентабельными к отработке. По оценкам МПР России, доля нерентабельных запасов иногда достигает 30–70% от учтенных Государственным балансом запасов полезных ископаемых. Требуется коренная ревизия запасов месторождений полезных ископаемых на основе выполненных новыхтехнико-экономических обоснований кондиций на минеральное сырье.

Особую тревогу вызывает состояние перерабатывающих производств. Многие проекты предприятий по переработке минерального сырья создавались 40–50 лет назад. За это время значительно изменились требования к сырью и технологическим схемам его переработки. Технологическое оборудование безнадежно устарело и износилось, что приводит к значительным отклонениям от проектных технологических параметров переработки. Так, из-за нарушения технологического регламента допущены сверхнормативные потери в АО "Коммунаровский рудник", Краснокаменской ДОФ, на 20% снижено извлечение на Тырныаузском вольфрамо-молибденовом комбинате. Только отдельные предприятия ведут техническое перевооружение перерабатывающих производств, например, Коршуновский ГОК, Гайский ГОК, золотодобывающие артели старателей Свердловской и Иркутской областей. На предприятиях Иркутской области на золотодобывающих предприятиях внедрена более совершенная технология обогащения при промывке золотосодержащих песков на россыпных месторождениях, в результате чего снижены технологические потери на 1,8%. Продолжается реконструкция обогатительно-металлургического передела предприятий РАО "Норильский никель", где извлечение серебра повышено до 99%. В ходе реализации федеральной целевой программы "Переработка техногенных образований в Свердловской области" 15 проектов из 22 практически уже выполнены.

Конкретные результаты дала целенаправленная деятельность Госгортехнадзора России по предотвращению застройки месторождений полезных ископаемых. Так, установилась устойчивая тенденция сохранения запасов полезных ископаемых на учете предприятий за счет отказа в застройке месторождений угля, агрохимического сырья, строительных материалов. При этом сохранено в 1998 г. 176 958,5 тыс. т угля, что в 6 раз больше, чем в 1997 г.

Доля попутной продукции в стоимости всего выпуска товарной продукции цветной металлургии достигает 30%. Большая часть получаемого серебра, платиноидов, висмута, ванадия, ртути, многих редких металлов, а также более 20% золота, 10% цинка, свинца и меди извлекается попутно. При этом коэффициент сквозного извлечения в попутном производстве редко превышает 50%, в частности, для редких металлов этот показатель обычно составляет 10–20% и лишь в некоторых случаях – 25–30%. Много сырья пока теряется и в основном производстве (табл. 4.2, 4.3, 4.4). При добыче и переработке руд цветных металлов удается извлечь в концентраты лишь 70–80% их количества, содержащегося в рудах, и еще до 5–8% теряется при металлургическом переделе.

Таблица 4.2
Динамика извлечения основных видов полезных ископаемых при добыче за 1991–1998 гг., % от погашенных запасов
Полезные ископаемые 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. факт.**
Уголь 86,6 84,3 88,0 88,5 88,0 88,9* 88,9* 88,0
Уголь коксующийся 82,6 84,0 86,3 87,2 86,1 85,6* 85,9* 86,7
Железные руды 96,7 96,7* 96,4 96,7 96,6 97,0** 97,0** 97,4
Хромовые руды 72,3 72,3* 72,3 74,7 76,3* 75,4** 79,5** 87,1
Медные руды 96,3* 96,8* 97,2 97,1* 97,1* 97,6** 97,2** 97,7
Свинцово-цинковые руды 91,4* 91,8* 91,9 90,4* 90,2* 90,4** 91,5** 90,6
Вольфрамо-молибденовые руды 94,2* 93,7* 84,8 84,9* 85,0* 85,0** 97,7** 98,1
Оловянные руды 92,4* 91,7* 93,3 93,0* 93,0* 93,0** 96,9** 95,9
Kалийные соли 37,4 41,1* 39,4 39,0 38,8 39,5** 37,8** 39,9
Апатито-нефелиновые руды 94,7 94,5 93,6 93,6 93,6 93,0** 93,4** 93,1
Фосфоритные руды 93,4 91,5 93,9 93,3 92,8 93,6** 93,7** 93,1
Примечание: показатели представлены по данным Госкомстата СССР и Госкомстата России,
* – данные министерств и ведомств,
** – данные Госгортехнадзора России.
Таблица 4.3
Динамика извлечения основных полезных компонентов из минерального сырья при обогащении за 1991–1998 гг., % к количеству полезных компонентов в перерабатываемом сырье
Извлекаемые компоненты 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. факт.**
Железо 74,6 76,5* 75,4 73,9 75,3 75,0 79,1 73,9
Медь 80,7* 80,7* 81,1* 81,7* 81,7* 81,1 83,1 82,3
Свинец 83,8* 82,2* 84,5* 83,5* 85,5* 75,6 91,0 93,0
Цинк 78,2* 79,6* 81,4* 81,0* 81,0* 62,6 87,3 89,0
Никель 89,6* 88,6* 88,7* 85,0* 85,0* 85,97 84,7 82,5
Вольфрам 67,5* 67,5* 64,8* 65,5* 65,0* 71,8 68,1 69,7
Молибден 73,5* 73,5* 76,3* 74,1* 74,0* 78,7 83,3 79,8
Олово 61,2* 62,0* 62,5* 53,8* 53,0* 55,8 50,6 57,9
Оксид калия 75,8 75,9* 74,6 73,0 75,2 75,7 78,1 78,4
Пентоксид фосфора из фосфоритных руд 67,2 67,0* 67,4 69,5 74,9 76,6 70,8 74,7
Пентоксид фосфора из апатито-нефелиновых руд 89,8 88,4 89,3 88,0 88,9 89,7 89,9 90,2
Апатитовый концентрат из комплексных железных руд 50,2 54,2* 58,3 59,4 60,9 62,5 61,4 63,3
Примечание: показатели представлены по данным Госкомстата СССР и Госкомстата России,
* – данные министерств и ведомств,
** – данные Госгортехнадзора России.
Таблица 4.4
Динамика извлечения сопутствующих компонентов из углеводородного сырья при переработке за 1991–1998 гг., % к количеству полезных компонентов в перерабатываемом сырье
Сопутствующие компоненты 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.
Сера из нефтяного газа 82,3 80,8 72,9 86,8 86,9 71,9 79,6 73,1
Гелий из нефтяного газа 71,4 76,1 0 0 0 0 0 0
Этан из нефтяного газа 34,3 34,3 41,1 44,0 46,6 44,0 35,1 27,2
Сера из природного газа 98,6 98,5 99,2 99,2 99,2 99,2 99,3 99,3
Гелий из природного газа 85,2 39,4 34,9 48,8 52,5 58,7 47,9 50,6
Этан из природного газа 9,0 8,5 27,7 31,9 32,2 34,1 10,7 11,5
Примечание: показатели представлены по данным Госкомстата СССР и Госкомстата России.

Лицензирование недропользования. По состоянию на 1 января 1999 г. со времени введения системы лицензирования выдано 17 364 лицензии, в том числе на нефть, газ, конденсат – 2734, твердые полезные ископаемые – 9100, подземные воды – 5412, прочие – 118. Из общего количества лицензий на углеводородное сырье на геологическое изучение недр приходится 683, на право добычи углеводородного сырья – 1763, совмещенное (геологическое изучение и добыча) – 288 лицензий. Среди лицензий на твердые полезные ископаемые наибольшее количество приходится на благородные металлы – 6046, рудные и нерудные полезные ископаемые – 2461, уголь – 5993. На общераспространенные полезные ископаемые и одиночные водозаборные скважины за этот период выдано 17 334 лицензии.

В 1998 г. выдано и переоформлено 2226 лицензий, в том числе: на нефть, газ, конденсат – 292, твердые полезные ископаемые – 375 (из них на благородные металлы – 126, рудные и нерудные полезные ископаемые – 207, уголь – 42), подземные воды – 1543. На общераспространенные полезные ископаемые и одиночные водозаборные скважины выдано 3347 лицензий.

В 1998 г. продолжалась работа по подготовке и проведению конкурсов и аукционов на право недропользования. Подведены итоги 15 конкурсов на нефть и газ на право пользования недрами в республиках Дагестан, Калмыкия, Коми, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия, Ставропольском крае, Оренбургской, Пермской, Тверской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

В настоящее время практически все ранее разведанные конкурентоспособные месторождения выставлены на конкурс. Остались невостребованными месторождения со сложной технологией отработки, низкой рентабельностью, а также по видам сырья, которые ныне не пользуются спросом. Возросло по сравнению с 1997 г. количество выставляемых на конкурс объектов по углю, резко сократилось количество объектов по благородным металлам – 126 лицензий (в 1997 г. – 648).

По состоянию на 1 января 1998 г. основная часть балансовых разведанных запасов важнейших видов полезных ископаемых распределена между недропользователями по лицензиям. В государственном резерве (нераспределенном фонде) осталось утвержденных запасов нефти – 9,4%, газа свободного – 17, угля – 84,9, железных руд – 46,1, алмазов – 15,5, золота – 30,1, серебра – 35,6, платиноидов – 5,6, меди – 16,3, никеля – 5,2, сурьмы – 18,6%; довольно высока доля непролицензированных запасов (более 45%) по марганцевым и хромовым рудам, цинку, бокситам, олову, молибдену, цирконию, ртути, апатитам, фосфоритам, калийным солям, плавиковому шпату и некоторым другим полезным ископаемым.

Лицензионные соглашения зачастую не выполняются: это выражается в несоблюдении объемов добычи полезных ископаемых, сроков освоения объектов, внесения разовых и регулярных платежей за недропользование. Эти нарушения в основном обусловлены падением спроса на минерально-сырьевую продукцию, кризисными явлениями в банковской системе, явно недостаточным кредитованием добывающих отраслей. В 1998 г. были предупреждены о необходимости строгого выполнения условий лицензий ЗАО "Горнорудная компания Корякии" (золоторудное месторождение "Аметистовое"), ЗАО "Камголд" (Агинское месторождение), ЗАО "Быстринская горнорудная компания" (Кумрогское рудное поле), ЗАО "НИИ" (Нелидовская площадь). Из-за существенных нарушений изъяты лицензии по Удоканскому медному месторождению, Нелидовской алмазоносной площади и некоторым другим объектам.

Экологические проблемы горнопромышленного комплекса. Снижение полноты и комплексности извлечения попутных компонентов руд, а также использования техногенных отходов (вскрышных и вмещающих пород, отвалов, хвостов, стоков) ведет к увеличению размеров экологического ущерба, нанесенного горнопромышленным комплексом.

К настоящему времени количество учтенных горнопромышленных отходов, хранящихся в отвалах на территории России, превышает 36 млрд. т. Их выход в 1998 г. составил около 2 млрд. т против 3 млрд. т в 1990 г. В отходах, накопленных в хранилищах, на свалках и в других объектах, сконцентрировано свыше 1,1 млрд. т токсичных веществ. Годовой объем токсичных отходов составляет около 80 млн. т, из них используется и обезвреживается менее 45%.

Объемы утилизации отходов существенно сократились, прогнозы крупномасштабного использования отходов в строительной индустрии не реализовались. По-видимому, главным в решении этой проблемы будет использование подавляющей части отходов при рекультивационных работах. Однако из-за тяжелого финансового состояния предприятий остаются низкими темпы рекультивации, нарушенных горнодобывающей промышленностью земель. Динамика рекультивации земель отражена в табл. 4.5.

Остается актуальной проблема ликвидации горных предприятий. Ликвидация этих объектов сопровождается потерей больших объемов недоработанных запасов полезных ископаемых.

Практически никто не несет ответственности за состояние брошенных шахт и карьеров, где продолжаются процессы сдвижения земной поверхности. У горных предприятий нет достаточных средств для проведения ликвидационных работ и работ по рекультивации.

Таблица 4.5
Динамика рекультивации нарушенных земель в горнодобывающих отраслях промышленности
Отрасль горнодобывающей промышленности Нарушено/рекультивировано земель за год, га Нарушено земель, га
1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. На 1 января 1999 г.
Угольная промышленность 3503
27935
2580
2095
2619
1600
3985
2821
1949,7
1763
110944
Черная металлургия 918,3
574,0
934,0
549,0
471
411
465
274
360
1055
51545
Цветная металлургия 22066,2
14486,9
15040,0
24233,0
14888
22661
14632
20891
11803,6
28678
175016
Нефтедобывающая промышленность 44200
31728
29770
30617
23904
17902
22705
19375
16073
22064,5
56521,5
Газовая промышленность 8832
9322
7706
37380
9272
3273
3957
4075
1942
2826
72646
Торфяная промышленность 1339
24879
1261
9208
5036
4121
363
6801
143
3740
95197
Промышленность строительных материалов 2944,7
2816,8
2211,0
2515,0
1558
3040
1279
2117
1280,2
1250,3
52566,1
Итого: 83803,2
111741,7
59502,0
106597,0
57748
53008
47386
56354
33551,5
61376,8
614435,6

По-прежнему остается неудовлетворительным состояние эксплуатационного фонда нефтяных скважин в большинстве нефтегазодобывающих районов России, что приводит к разбалансированию систем разработки, выборочной отработке запасов, снижению конечной нефтеотдачи и потерям нефти. Так, на предприятиях Западной Сибири, Республики Коми простаивает более 40% фонда скважин, а по месторождениям АО "КомиТэк" – 60,5%. Одной из причин такого состояния является существующая налоговая политика, которая препятствует эксплуатации малодебитных скважин.

Не сокращается "бесхозный фонд" законсервированных и ликвидированных скважин. Из-за отсутствия необходимого финансирования не производится осмотр устьев фонтаноопасных скважин, находящихся под давлением (только в Ямало-Ненецком автономном округе таких скважин 50).

Уровень технической безопасности при эксплуатации объектов магистральных трубопроводов за последние годы практически не изменился. Продолжающийся процесс старения систем магистральных трубопроводов и связанная с этим потеря прочности труб требуют принятия и реализации эффективных компенсационных мер (замена отдельных участков, обследование состояния трубопроводов, ликвидация опасных дефектов и т.д.). Объемы таких мероприятий отстают от реальной потребности.

По различным причинам внутритрубная дефектоскопия систем магистральных газопроводов и нефтепродуктопроводов ведется слабо. Особую тревогу вызывает ряд участков газопроводов в Тюменской области, а также в коридоре газопроводов Ухта – Торжок и Оренбург – Новопсковск.

До настоящего времени не найдено эффективного решения проблемы обеспечения безопасности эксплуатации магистральных газопроводов на оползневом участке пересечения с р. Кама и в районе карстовых проявлений в Пермской области.

Коренную реконструкцию и модернизацию требуется провести на большом количестве газораспределительных станций, часть из которых находится в крайне неудовлетворительном состоянии.

С начала 1998 г. на объектах магистральных нефтегазоконденсатопроводов произошла 71 авария. Наиболее серьезные проблемы – это коррозия на трубопроводах, а также высокий процент аварий по причине низкого качества строительства трубопроводов, построенных в 50-е и 60-е годы.

Учитывая потенциальный риск возникновения аварий с тяжелыми экологическими последствиями, необходимо разработать критерии и методики оценки опасности объектов, находящихся в длительной эксплуатации.

Опасение вызывают не только магистральные, но и внутрипромысловые трубопроводы. Ежегодно на территории Российской Федерации отмечается около 60 тыс. случаев порывов, свищей и некатегорийных аварий, что приводит к значительным потерям нефти и замазученности территории. За последние годы уровень технической безопасности промысловых трубопроводов снижался, так как сокращались ремонтные и строительные мощности по реконструкции трубопроводов, а также значительно уменьшены объемы работ по реконструкции трубопроводов, находящихся в предаварийном состоянии. Это подтверждает авария в АО "Коминефть", сопровождавшаяся массовой утечкой нефти из многих порывов и свищей старого нефтепровода Возей – Усинск. Этот нефтепровод подлежал выводу из эксплуатации еще в 1991 г., а строительство нового нефтепровода задержалось.

В 1998 г. потери попутного газа составили 6087 млн. м3, в том числе по Западной Сибири – 5913,6 млн. м3. Если на старых месторождениях уровень использования попутного газа превышает 90%, то на вновь вводимых достигает 30%. Не решается проблема обустройства нефтяных месторождений по временной схеме (без учета потерь и утилизации попутного нефтяного газа), так как ввод 120 месторождений в Западной Сибири (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 180) без строительства мощностей по сбору и использованию нефтяного газа, а также без проведения государственной экспертизы проектов обустройства указанных месторождений может ухудшить и без того напряженную экологическую ситуацию в Западной Сибири.

Обстановка с безопасной эксплуатацией Верхнекамского месторождения калийных солей (Пермская область) остается сложной. Несмотря на наращивание темпов закладки в 1998 г. (ОАО "Сильвинит" – на 11%, ОАО "Уралкалий" – на 19%), а также на предоставление администрацией Пермской области налоговых льгот для использования высвобождающихся средств на ликвидацию отставания закладочных работ и погашение выработанного пространства, объемы пустот в целом по месторождению продолжают увеличиваться. Принимаемые меры пока еще не создают достаточных условий для сохранения месторождения, предотвращения новых техногенных катастроф (за последние 12 лет на месторождении произошли 2 крупные аварии), обеспечения безопасного проживания населения городов Березники и Соликамск. В связи с этим необходимо принятие решений на федеральном уровне о финансовой поддержке проводимых работ по закладке выработанного пространства.

Защита окружающей среды при производстве геологоразведочных и горнодобычных работ регулируется как нормативно-правовыми актами, так и экономическими механизмами. В Законе Российской Федерации "О недрах" предусматривается, что пользователь недр обязан обеспечить "...соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами", а также "...приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования" (ст. 22). Нарушение экологических норм наказывается денежными штрафами и методами административного воздействия.

Тем не менее, соблюдение экологических требований практически нереально в сложившихся экономических условиях. Действующие промыслы, рудники и карьеры обеспечивают во многом собственную конкурентоспособность, не выполняя природоохранные мероприятия. Природоохранные затраты в добывающей промышленности не превышают несколько процентов от суммы, которая требуется для возмещения нанесенного экологического ущерба. В геологоразведочной отрасли компенсирующие ущерб средства составляют доли процента, хотя масштаб ущерба несравненно меньше, чем при производстве горнопромышленных работ. В случае полноценного возмещения экологического ущерба от добычи и переработки минерального сырья доля нерентабельных предприятий резко возрастает. Таким образом, значительная часть доходов от экспорта минерального сырья фактически представляет собой отсроченные затраты на ликвидацию экологического ущерба в настоящем и будущем.

В целях совершенствования законодательства в области использования охраны недр, повышения инвестиционной привлекательности российских минеральных ресурсов, закрепления новых отношений с зарубежными компаниями в области недропользования велась активная законотворческая работа. Разработан проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах". Данный проект не меняет концепцию и структуру действующего Закона Российской Федерации "О недрах", но внесение поправок к статьям закона и введение новых статей обеспечивает правовую основу для эффективного развития горнодобывающей промышленности, способствующей существенному расширению налогооблагаемой базы и извлечению поступлений в бюджеты разных уровней. В процессе доработки особое внимание было уделено снятию противоречий между законодательством о недрах и законодательством о разделе продукции.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрены и приняты изменения и предложения в законопроекты: "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" и "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". В первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации также принят проект Федерального закона "О лицензировании пользования недрами".

В связи с ратификацией Россией (февраль 1997 г.) Конвенции ООН по морскому праву подготовлены предложения о внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О недрах", "О континентальном шельфе Российской Федерации".

Ввод в действие этих законов позволит создать более благоприятный климат для вложения инвестиций в изучение и освоение ресурсов недр, упростит процедуру получения права пользования недрами и переоформления лицензий, а также привлечет для выполнения работ подрядные организации, усилит контроль за рациональным использованием и охраной недр.

Часть I. Раздел 3 Содержание Часть I. Раздел 5