На территории Российской Федерации к началу 1998 г. в отвалах и шламохранилищах, на полигонах и несанкционированных свалках накоплены десятки миллиардов тонн твердых отходов производства и потребления, среди которых определенную долю составляют экологически опасные токсичные промышленные отходы.
Неудовлетворительная ситуация с использованием, обезвреживанием и размещением промышленных и бытовых отходов обусловлена рядом объективных причин. Прежде всего, это крайне недостаточное финансирование строительства установок по обезвреживанию и использованию отходов, объектов их размещения, а также реконструкции либо рекультивации существующих объектов размещения отходов, ликвидации несанкционированных мест их размещения.
В Ярославской области, например, на предприятии ОАО "Славнефть-ЯНПЗ им. Д. И. Менделеева" отходы нефтепереработки (кислые гудроны) накапливаются в прудах-накопителях. В результате разрушения берега р. Волга и переполнения прудов-накопителей, фильтрации кислого гудрона в подземные воды возникла реальная угроза экологической катастрофы. Общий объем отходов в прудах-накопителях на предприятии превышает 700 тыс. т.
Крупнейший полигон ТБО "Тимохово" в Ногинском районе Московской области, размещение и эксплуатация которого в 60–80-х годах осуществлялись с грубыми нарушениями экологических требований, является потенциальным источником загрязнения водоносных горизонтов – источников питьевого водоснабжения. Периодически случаются прорывы фильтрата из прудов-накопителей в поверхностные водоемы. Проектный срок эксплуатации данного объекта истек около 10 лет назад, однако он и сегодня остается одним из основных мест размещения бытовых и приравненных к ним отходов г. Москва и Московской области.
Информация об объемах образования, использования, обезвреживания и размещения токсичных отходов в Российской Федерации, в субъектах Федерации и на предприятиях различных отраслей экономики содержится в годовой форме статистической отчетности Госкомстата России № 2-тп "Токсичные отходы", охватывающей в настоящее время более 8 тыс. предприятий (табл. 5.1).
Наименование видов и классов опасности отходов | Наличие на начало 1998 г. | Образовалось за 1998 г. | Использовано и обезврежено | Передано для использования, обезвреживания, хранения и захоронения | Размещено на территории, принад лежащей предприятию | Наличие на конец 1998 г. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
всего | % от количества образовав- шихся отходов |
||||||
Отходы всех классов опасности | 1691317758 | 107062155 | 42169761,1 | 39,4 | 18253231,4 | 244120288,4 | 1705727022,5 |
I класс опасности, всего | 2661534,97 | 250052,9 | 27394,5 | 11,0 | 12044,7 | 217785,0 | 2739377,5 |
отходы гальванических производств |
4775,82 | 7459,349 | 7289,6 | 97,7 | 620,824 | 2883,485 | 4227,486 |
ртуть | 3977,2 | 1973,5 | 1676,9 | 85,0 | 1793,3 | 1379,5 | 3198,5 |
хлорорганика | 11390,398 | 4810,872 | 4755,991 | 98,9 | 38,269 | 181,732 | 11395,01 |
хром шестивалентный |
2594251,2 | 80583,802 | 1251,345 | 1,6 | 241,17 | 79229,013 | 2673340,74 |
прочие отходы I класса опасности |
47140,4 | 155225,3 | 12420,7 | 8,0 | 9351,1 | 134111,187 | 47210,8 |
II класс опасности, всего | 129066037,7 | 2334089,4 | 995575,6 | 42,7 | 299310,4 | 2188298,4 | 129603870,2 |
кубовые остатки | 45459,233 | 26895,7 | 19537,2 | 72,6 | 7527,103 | 5274,72 | 47068,852 |
нефтепродукты | 236631,015 | 313354,5 | 277694,9 | 88,6 | 196733,726 | 45885,9 | 272690,7 |
мышьяк | 124698467,4 | 505977,922 | 1173,707 | 0,2 | 0,322 | 504809,962 | 125203270,5 |
серная кислота | 887319,642 | 292603,203 | 277966,3 | 95 | 24596,861 | 12560,612 | 870937,757 |
прочие отходы II класса опасности |
3198160,431 | 1195258,169 | 419203,5 | 35,1 | 70432,8 | 9647556,3 | 3209902,296 |
III класс опасности, всего | 50813250,0 | 11354834,4 | 9165231,8 | 80,7 | 1677157,2 | 9647556,3 | 50857770,8 |
нефтешламы | 2650217,265 | 522646,8 | 461464,8 | 88,3 | 113445,2 | 851826,7 | 2573327,9 |
медь | 92190,624 | 14670,436 | 11482,77 | 78,3 | 6548,5 | 84403,7 | 9393,751 |
свинец | 29855, 8 | 19729,4 | 42428,7 | 215,1 | 24348,3 | 7648,3 | 32363,95 |
цинк | 325294,7 | 53611,8 | 47430,1 | 88,5 | 3065,739 | 232925,568 | 328553,393 |
прочие отходы III класса опасности |
47715691,6 | 10744176,0 | 8602425,4 | 80,1 | 1529749,4 | 8470752,0 | 47914131,8 |
IV класс опасности, всего | 1508776935,0 | 93123178,3 | 31981559,2 | 34,3 | 16264719,1 | 232066647,7 | 1522526004,0 |
Таким образом, в хранилищах, накопителях, складах, могильниках, полигонах, на свалках и других объектах находится 1691 млн. т токсичных отходов производства и потребления, из них 2,66 млн. т отходов I класса опасности, в том числе 4 тыс. т ртути, 4,8 тыс. т отходов гальванических производств, 11,4 тыс. т хлорорганики, 2,6 млн. т шестивалентного хрома и др.
За 1998 г. в целом по Российской Федерации в процессе производства и потребления образовалось 107,1 млн. т токсичных отходов, из которых использовано и полностью обезврежено 42,2 млн. т (39,4%), захоронено – 39,4 млн. т. С учетом поступлений и передачи на дальнейшее использование, хранение или захоронение на специальных объектах, принадлежащих предприятиям, к началу 1999 г. на предприятиях в наличии было 1705,7 млн. т токсичных отходов, т.е. их прирост за год составил 14,4 млн. т.
Оценивая динамику изменения количества токсичных отходов на начало и конец 1998 г., можно сделать вывод о том, что годовой прирост токсичных отходов в целом по Российской Федерации составил 0,9%, в то время как прирост токсичных отходов I класса опасности – 3,0, II класса – 0,4, III класса опасности – 0,1, IV класса – 1%. Опережающие темпы накопления наиболее опасных отходов обусловлены более высоким уровнем затрат на их обезвреживание, и можно предположить, что в условиях экономического кризиса наблюдаемая ныне тенденция в ближайшие годы сохранится.
На конец 1998 г. в промышленности общий объем токсичных отходов составил 1692,6 млн. т, т.е. увеличился более чем на 33,0 млн. т. Использовано в собственном производстве 30,0 млн. т отходов, полностью обезврежено 9,3 млн. т. Процент использованных и обезвреженных отходов от общего объема образовавшихся за год токсичных отходов в среднем по промышленности составил 38,5%, наибольший – в черной металлургии – 80,1% (см. рис. 5.1). Около 18 млн. т отходов было передано для использования и складирования на другие предприятия.
Отраслевая структура образования, использования и обезвреживания токсичных отходов промышленного производства выглядит следующим образом:
Отрасль промышленности | Образование токсичных отходов, % | Использование и обезвреживание токсичных отходов, % |
---|---|---|
Промышленность | 100 | 100 |
Электроэнергетика | 8,5 | 0,5 |
Топливная промышленность | 17,0 | 3,5 |
Черная металлургия | 33,7 | 69,9 |
Цветная металлургия | 20,1 | 6,9 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 7,9 | 2,8 |
Машиностроение и металлообработка | 3,2 | 3,2 |
Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | 1,1 | 1,3 |
Промышленность строительных материалов | 6,4 | 8,5 |
Легкая промышленность | 0,1 | 0,1 |
Пищевая промышленность | 0,6 | 0,1 |
Микробиологическая промышленность | 0,1 | 0,3 |
Медицинская промышленность | 0,1 | 0,1 |
Прочие отрасли промышленности | 1,3 | 2,8 |
Ниже представлена структура размещения токсичных отходов производства по отраслям промышленности:
Отрасль промышленности | Размещено токсичных отходов, % | |
---|---|---|
в места хранения | в места захоронения | |
Промышленность | 100 | 100 |
Электроэнергетика | 53,0 | 7,9 |
Топливная промышленность | 2,1 | 72,5 |
Черная металлургия | 3,4 | 2,0 |
Цветная металлургия | 7,3 | 7,4 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 30,2 | 6,4 |
Машиностроение и металлообработка | 1,7 | 1,6 |
Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | 0,1 | 0,9 |
Промышленность строительных материалов | 1,9 | 0,7 |
Пищевая промышленность | 0,1 | 0,2 |
Прочие отрасли промышленности | 0,1 | 0,2 |
Отходы, не подлежащие использованию и переработке, направляются на хранение и захоронение. Из учтенных статистикой мест захоронения отходов (в целом по России их 2,4 тыс.) около 70% отвечают действующим нормативам.
В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения промышленных отходов широко распространена практика размещения промышленных отходов в местах неорганизованного складирования (несанкционированные свалки), что представляет особую опасность для окружающей среды. Объемы размещения токсичных отходов на несанкционированных свалках постоянно растут.
Практически для всех субъектов Российской Федерации одна из основных задач в области охраны окружающей среды – решение проблем обезвреживания и переработки бытовых и промышленных отходов.
В таблице 5.2 представлены данные об образовании, использовании и обезвреживании токсичных отходов производства и потребления в субъектах Федерации в 1998 г. по отраслям экономики – промышленности, сельскому хозяйству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству (по данным Госкомстата России).
Субъект Российской Федерации | Промышленность | Сельское хозяйство | ||
---|---|---|---|---|
образовалось | использовано и обезврежено | образовалось | использовано и обезврежено | |
Российская Федеpация | 101872654,916 | 39253988,281 | 2032155 | 1494263 |
Северный район | 17834595,49 | 9747415,973 | 159897,3 | 118354 |
Республика Kоми | 6034737,771 | 75717,744 | 159147,7 | 118140,6 |
Республика Kарелия | 67188,175 | 53495,701 | 571,323 | 41,995 |
Архангельская область | 393803,381 | 71191,861 | 0 | 0 |
Hенецкий автономный окpуг | 8,98 | 6 | 0 | 0 |
Вологодская область | 11331691,045 | 9538117,194 | 0 | 0 |
Мурманская область | 7175,118 | 8893,473 | 178,294 | 171,463 |
Северо-Западный район | 3631293,351 | 2062145,805 | 1223096 | 1005374 |
г. Cанкт-Петербург | 589589,626 | 73767,78 | 137112,7 | 105888 |
Ленинградская область | 1450125,563 | 393486,292 | 1084135 | 897800,5 |
Hовгородская область | 1588693,945 | 1594094,876 | 1848,285 | 1685,978 |
Псковская область | 2884,217 | 796,857 | 0 | 0 |
Центральный район | 5337509,481 | 3150348,97 | 33797,31 | 33164,89 |
Брянская область | 10788,956 | 602,251 | 0 | 0 |
Владимирская область | 2046173,927 | 1796722,145 | 2255,155 | 1641,641 |
Ивановская область | 22746,724 | 7256,006 | 0 | 0 |
Kалужская область | 24521,442 | 6327,775 | 55,8 | 21 |
Kостромская область | 2719,211 | 243,47 | 0 | 0 |
г. Москва | 39529,795 | 27910,482 | 0 | 0 |
Московская область | 501068,385 | 178284,905 | 11,965 | 1,267 |
Орловская область | 53054,007 | 8460,261 | 0 | 0 |
Рязанская область | 400944,272 | 5514,012 | 0 | 0 |
Смоленская область | 550175,027 | 24308,781 | 31353,15 | 31498,49 |
Тверская область | 80991,166 | 18475,428 | 90,346 | 0 |
Тульская область | 1393438,911 | 915241,944 | 30,9 | 2,5 |
Ярославская область | 211357,658 | 161001,51 | 0 | 0 |
Волго-Вятский район | 746074,702 | 712238,501 | 273,218 | 61,491 |
Республика Марий Эл | 7616,638 | 32,285 | 0 | 0 |
Республика Мордовия | 5764,021 | 436,34 | 0 | 0 |
Чувашская Республика | 438423,206 | 239398,454 | 93,455 | 45,227 |
Kировская область | 61157,049 | 3265,993 | 142,658 | 2,007 |
Hижегородская область | 233113,788 | 469105,429 | 37,105 | 14,257 |
Центрально-Черноземный район | 5146989,066 | 2414159,233 | 3,552 | 2,85 |
Белгородская область | 408154,669 | 14500,207 | 0 | 0 |
Воронежская область | 252755,336 | 7484,484 | 0 | 0 |
Kурская область | 205047,168 | 33331,377 | 0 | 0 |
Липецкая область | 4272107,622 | 2354809,944 | 0 | 0 |
Тамбовская область | 8924,271 | 4033,221 | 3,552 | 2,85 |
Поволжский район | 3599661,005 | 1107866,539 | 136545 | 128659,6 |
Республика Татарстан | 274285,787 | 48615,619 | 114523,6 | 113133,2 |
Астраханская область | 39243,238 | 42252,507 | 5478,643 | 5387,832 |
Волгоградская область | 1249875,206 | 248546,196 | 0 | 0 |
Пензенская область | 130052,036 | 80672,266 | 0 | 0 |
Самарская область | 713289,231 | 446881,553 | 0 | 0 |
Саратовская область | 1140386,224 | 220897,393 | 16539,14 | 10138,61 |
Ульяновская область | 52529,283 | 20001,005 | 3,593 | 0 |
Северо-Kавказский район | 1176650,937 | 601688,897 | 135840,7 | 50585,79 |
Республика Адыгея | 1829,711 | 145,077 | 5485,56 | 6478,779 |
Республика Дагестан | 229,957 | 11,879 | 0,001 | 0 |
Kабардино-Балкарская Республика | 504865,161 | 424,819 | 0 | 0 |
Kарачаево-Черкесская Республика | 167387,92 | 378812,016 | 16722,06 | 267,082 |
Республика Северная Осетия-Алания | 160890,806 | 126837,972 | 113324,3 | 42513,4 |
Kраснодарский край | 112786,368 | 12975,146 | 210,291 | 96,943 |
Ставропольский край | 68047,109 | 2831,906 | 0 | 0 |
Ростовская область | 160613,905 | 79650,082 | 98,544 | 1229,585 |
Уральский район | 30729988,878 | 12700070,474 | 293394,6 | 112018,6 |
Республика Башкортостан | 4737040,27 | 409543,743 | 92432,59 | 17129,81 |
Удмуртская Республика | 933351,391 | 77460,212 | 416,488 | 0 |
Kурганская область | 31107,599 | 3843,042 | 667,659 | 180,823 |
Оренбургская область | 7037635,149 | 764644,158 | 0 | 0 |
Пермская область | 313019,535 | 81361,803 | 0 | 0 |
Свердловская область | 3097250,059 | 2446928,475 | 199877,9 | 94708 |
Челябинская область | 14580584,875 | 8916289,041 | 0 | 0 |
Западно-Сибирский район | 17634666,21 | 3986746,638 | 37740,22 | 35096,46 |
Алтайский край | 380705,602 | 151902,616 | 0 | 265 |
Kемеровская область | 14598483,015 | 3503430,627 | 0 | 0 |
Hовосибирская область | 215077,976 | 35092,514 | 3852,506 | 515,493 |
Омская область | 1831905,587 | 26245,635 | 25596,57 | 26161,1 |
Томская область | 367773,931 | 6488,995 | 0 | 0 |
Тюменская область | 240720,099 | 263586,251 | 8291,139 | 8154,867 |
Ханты-Мансийский автономный окpуг | 131694,548 | 250708,256 | 139,95 | 6,04 |
Ямало-Hенецкий автономный окpуг | 103292,772 | 6924,1 | 0 | 0 |
Восточно-Сибирский район | 13339387,901 | 2580502,738 | 1032,583 | 516,709 |
Республика Бурятия | 1494,028 | 217,864 | 0 | 0 |
Республика Тыва | 64,4 | 0 | 0 | 0 |
Республика Хакасия | 5951,306 | 1287,366 | 47,983 | 52,709 |
Kрасноярский край | 11395697,41 | 2207473,36 | 0 | 0 |
Иркутская область | 718239,159 | 340932,538 | 0 | 0 |
Читинская область | 1217941,598 | 30591,61 | 984,6 | 464 |
Дальневосточный район | 2694784,024 | 190529,264 | 10172,59 | 10135,9 |
Республика Саха (Якутия) | 2125,234 | 4165,607 | 11 | 18 |
Евpейская автономная область | 13080,633 | 17841,76 | 0 | 0 |
Чукотский автономный окpуг | 256,66 | 253,36 | 0 | 0 |
Приморский край | 1796179,708 | 156009,294 | 0 | 0 |
Хабаровский край | 53216,132 | 6727,509 | 0 | 0 |
Амурская область | 1,47 | 1,133 | 0 | 0 |
Kамчатская область | 9323,654 | 1437,129 | 8346,328 | 8411,952 |
Kоpякский автономный окpуг | 2038,28 | 1002,88 | 0 | 0 |
Магаданская область | 637369,889 | 158,392 | 3,2 | 3,2 |
Сахалинская область | 183230,644 | 3935,08 | 1812,059 | 1702,743 |
Kалининградская область | 1053,871 | 275,249 | 362,1 | 292,4 |
Субъект Российской Федерации | Транспорт | ЖKХ | ||
---|---|---|---|---|
образовалось | использовано и обезврежено | образовалось | использовано и обезврежено | |
Российская Федеpация | 448381,1 | 146773,4 | 2143410 | 1157466 |
Северный район | 14337,76 | 5538,691 | 185607,6 | 43962,27 |
Республика Kоми | 5107,116 | 2729,346 | 53682,45 | 18675,75 |
Республика Kарелия | 4130,888 | 722,727 | 3335,122 | 1066,515 |
Архангельская область | 1725,288 | 816,406 | 0 | 0 |
Hенецкий автономный окpуг | 0 | 0 | 0 | 0 |
Вологодская область | 1511,557 | 476,26 | 101683,5 | 529,076 |
Мурманская область | 1862,913 | 793,952 | 26906,57 | 23690,93 |
Северо-Западный район | 89220,78 | 17026,68 | 822412,2 | 666195,3 |
г. Cанкт-Петербург | 40078,39 | 1593,064 | 596974,9 | 389461,8 |
Ленинградская область | 20227,8 | 3456,494 | 153050,7 | 258199,8 |
Hовгородская область | 28065,29 | 11940,71 | 34502,71 | 15133,91 |
Псковская область | 849,297 | 36,412 | 37883,84 | 3399,83 |
Центральный район | 40765,64 | 4824,298 | 346182,6 | 47270,01 |
Брянская область | 926,539 | 302,883 | 0 | 0 |
Владимирская область | 3853,755 | 625,619 | 11753,18 | 6655,299 |
Ивановская область | 4,287 | 0,131 | 0 | 0 |
Kалужская область | 3850,571 | 574,95 | 900,05 | 73,07 |
Kостромская область | 1162,546 | 508,7 | 0 | 0 |
г. Москва | 1235,456 | 106,72 | 478,469 | 142,109 |
Московская область | 109,942 | 3,433 | 6516,181 | 574,46 |
Орловская область | 1053,444 | 114,974 | 283885,6 | 0,234 |
Рязанская область | 5209,635 | 155,745 | 105,369 | 60,732 |
Смоленская область | 5918,205 | 1169,21 | 3120,639 | 977,853 |
Тверская область | 5845,521 | 230,187 | 46,886 | 4,9 |
Тульская область | 410,112 | 809,8 | 509,11 | 9,73 |
Ярославская область | 11185,63 | 221,946 | 38867,12 | 38771,62 |
Волго-Вятский район | 12867,14 | 1713,798 | 4535,72 | 329,039 |
Республика Марий Эл | 0 | 0 | 0 | 0 |
Республика Мордовия | 17,572 | 14,972 | 0 | 0 |
Чувашская Республика | 1703,236 | 179,863 | 204,568 | 17,84 |
Kировская область | 294,745 | 232 | ||
Hижегородская область | 10851,58 | 1286,963 | 4331,152 | 311,199 |
Центрально-Черноземный район | 16130,44 | 1046,029 | 31499,52 | 5,28 |
Белгородская область | 68,7 | 80 | 850 | 0 |
Воронежская область | 14512,35 | 450,432 | 30643,84 | 0 |
Kурская область | 471,637 | 131,56 | 0 | 0 |
Липецкая область | 307,78 | 43,711 | 0 | 0 |
Тамбовская область | 769,978 | 340,326 | 5,676 | 5,28 |
Поволжский район | 95073,99 | 10497,96 | 186744,9 | 3089,487 |
Республика Татарстан | 3361,324 | 717,135 | 950,035 | 137,886 |
Астраханская область | 22122,27 | 2723,99 | 7852,974 | 19,107 |
Волгоградская область | 21431,27 | 30,437 | 0 | 0 |
Пензенская область | 4575,79 | 137,698 | 76934,02 | 55,613 |
Самарская область | 4944,202 | 107,886 | 2628,83 | 207,93 |
Саратовская область | 37610,79 | 6632,14 | 53553,97 | 2575,962 |
Ульяновская область | 1028,346 | 148,676 | 44825,08 | 92,989 |
Северо-Kавказский район | 6749,303 | 23497,29 | 101950 | 18306,2 |
Республика Адыгея | 3,4 | 0,4 | 0,596 | 13700,65 |
Республика Дагестан | 26,001 | 0 | 0 | 0 |
Kабардино-Балкарская Республика | 38,2 | 0 | 0 | 0 |
Kарачаево-Черкесская Республика | 109,371 | 31,162 | 4873,814 | 55,082 |
Республика Северная Осетия-Алания | 0 | 0 | 154,146 | 65,725 |
Kраснодарский край | 2806,83 | 23005,41 | 20027,72 | 95,517 |
Ставропольский край | 2603,652 | 70,92 | 46395,1 | 3,4 |
Ростовская область | 1161,849 | 389,392 | 30498,61 | 4385,826 |
Уральский район | 50436,39 | 8393,773 | 296723,6 | 343236,6 |
Республика Башкортостан | 16049,71 | 2290,229 | 25317,6 | 253,205 |
Удмуртская Республика | 490,426 | 131,517 | 224910,4 | 340724,6 |
Kурганская область | 4796,727 | 1611,374 | 1069,766 | 1384,272 |
Оренбургская область | 5189,668 | 776,832 | 14992 | 0 |
Пермская область | 2161,227 | 86,6 | 0 | 0 |
Свердловская область | 7007,835 | 1790,951 | 728,348 | 390,52 |
Челябинская область | 14740,79 | 1706,27 | 29705,48 | 483,946 |
Западно-Сибирский район | 63468,91 | 28642,66 | 83535,7 | 16250,15 |
Алтайский край | 595,386 | 433,014 | 1020,002 | 0,002 |
Kемеровская область | 2599,508 | 580,373 | 0 | 0 |
Hовосибирская область | 19343,87 | 9333,847 | 53271,22 | 14547,23 |
Омская область | 19400,19 | 11410,14 | 9563,265 | 1189,029 |
Томская область | 5664,241 | 3603,44 | 1896,08 | 442 |
Тюменская область | 15865,72 | 3281,845 | 17785,14 | 71,887 |
Ханты-Мансийский автономный окpуг | 10295,84 | 153,835 | 1557,305 | 1,22 |
Ямало-Hенецкий автономный окpуг | 4901,45 | 2752,875 | 16210,32 | 58,925 |
Восточно-Сибирский район | 49131,32 | 26013,04 | 44621,17 | 6308,938 |
Республика Бурятия | 626,167 | 193,915 | 0 | 0 |
Республика Тыва | 0 | 0 | 0 | 0 |
Республика Хакасия | 76,341 | 10,363 | 2,538 | 2,168 |
Kрасноярский край | 1308,385 | 65,7 | 17434,5 | 1,8 |
Иркутская область | 28476,97 | 16757,56 | 0 | 0 |
Читинская область | 18643,45 | 8985,5 | 26041,94 | 6304,77 |
Дальневосточный район | 8710,585 | 5561,084 | 38005 | 11944,57 |
Республика Саха (Якутия) | 849,977 | 109,639 | 33,932 | 24,862 |
Евpейская автономная область | 905,4 | 0 | 2500,517 | 843 |
Чукотский автономный окpуг | 83,52 | 40,55 | 24,4 | 21,5 |
Приморский край | 2491,306 | 2542,181 | 465,318 | 36,486 |
Хабаровский край | 1804,049 | 1537,238 | 0 | 0 |
Амурская область | 348,313 | 10,9 | 0 | 0 |
Kамчатская область | 1343,502 | 662,47 | 21908,07 | 8178,173 |
Kоpякский автономный окpуг | 313,5 | 312,5 | 14406,85 | 5576,453 |
Магаданская область | 8,047 | 1,994 | 0 | 0 |
Сахалинская область | 876,471 | 656,112 | 13072,76 | 2840,547 |
Kалининградская область | 1488,9 | 14018,1 | 1592 | 568 |
Из данных табл. 5.2 следует, что наибольшее количество токсичных отходов образовалось в 1998 г. на предприятиях промышленности в Кемеровской и Челябинской областях, Красноярском крае; на объектах сельского хозяйства – в Ленинградской и Свердловской областях, Республике Коми; на предприятиях транспорта – в г. Санкт-Петербург, Саратовской и Иркутской областях; в ЖКХ – в г. Санкт-Петербург, Орловской области и Удмуртской Республике.
Из-за недостаточной экономической заинтересованности предприятий, низкого технического уровня применяемых технологий, дефицита средств и современного оборудования переработке и использованию подвергаются лишь несколько десятков видов отходов. В связи с этим темпы их образования и накопления (в том числе и крупнотоннажных отходов) на территории России остаются прежними. Наличие значительных объемов вредных отходов требует создания эффективных технологий для переработки и обезвреживания. Одним из наиболее эффективных является термический метод обезвреживания отходов. В частности, для переработки супертоксикантов, содержащих хлор и фтор, применяются экологически чистые высокотемпературные плазмохимические методы.
Много ценного сырья не используется и поступает в отвалы при добыче полезных ископаемых. Снижение полноты и комплексности извлечения попутных компонентов руд, а также использование техногенных отходов ведет к увеличению размеров экологического ущерба. К настоящему времени количество учтенных горнопромышленных отходов, хранящихся в отвалах на территории России, превышает 36 млрд. т. Объемы использования этих отходов существенно сократились, расчеты на увеличение масштабов их применения в строительной индустрии не оправдались. Темпы рекультивации земель, нарушенных горнодобывающей промышленностью, остаются низкими.
Растительному покрову нанесен значительный ущерб в результате бесконтрольного захламления территорий производственными отходами, строительным и бытовым мусором, особенно в окрестностях городов и населенных пунктов, придорожных участков, стоянок автотранспорта.
Продолжается загрязнение рек отходами угледобывающей и лесоперерабатывающей промышленности, коммунального и сельского хозяйства.
На тепловых электростанциях, работающих на твердом топливе, образуется около 40 млн. т золошлаковых отходов. В 1998 г. 1900 тыс. т этих отходов было использовано, однако из-за отсутствия потребителей мощности по отбору сухой золы на ТЭС загружены только на 14%. Около 50% токсичных отходов, образовавшихся в отчетном году, использовано и обезврежено на АЭС или передано на переработку другим предприятиям. Остаток на конец года составил 5966 т.
Для нефтедобывающей промышленности одной из актуальнейших проблем является комплексная переработка нефтешламов. Большое количество ранее образовавшихся отходов находится в шламонакопителях, вопрос об их переработке или использовании не решен.
Значительную проблему представляют собой твердые бытовые отходы. В 1998 г. службами ЖКХ вывезено около 130 млн. м3 твердых бытовых отходов, из которых только 3% перерабатывается промышленными методами (на мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводах), остальные вывозятся для захоронения на полигоны твердых бытовых отходов и свалки. В связи с этим представляется целесообразным разработать и постепенно внедрить в городах России систему раздельного сбора отходов стекла, металлов, пластмасс, дерева, бумаги и т. д., что позволит обеспечить их переработку и вторичное использование.
На территории аэропортов в 1998 г. объем накопленных твердых отходов составил 123 тыс. т, которыми заняты специальные помещения и свалки, из них только 18% специально подготовлены для хранения отходов.
Остается острой проблема отходов производства и потребления для предприятий железнодорожного транспорта.
В сельском хозяйстве Российской Федерации существует проблема, связанная с наличием запрещенных и пришедших в негодность пестицидов. Их физическое состояние, неопределенность химического состава, неудовлетворительные условия хранения представляют потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья людей. Обезвреживание пестицидов до настоящего времени практически не проводилось.
Опасными источниками загрязнения окружающей среды являются отходы животноводства, особенно навозные стоки крупных животноводческих ферм и комплексов, которых ежегодно накапливается до 150 млн. т.
Значительное влияние на загрязнение окружающей среды оказывают биологические отходы (трупы, мертворожденные животные, отходы мясоперерабатывающей промышленности и др.), которые могут являться опасными источниками загрязнения почв и водных объектов, создают напряженную санитарно-гигиеническую обстановку и требуют специальных мер по обезвреживанию.
Столь же актуальна проблема переработки сотен миллионов тонн осадков от водопроводных и канализационных станций очистки вод.
Все этапы образования, накопления, транспортировки, обезвреживания, использования, переработки и захоронения токсичных производственных отходов, контроль экологической ситуации в местах их размещения должны быть регламентированы единой системой вневедомственного нормирования, дополненной процедурой ее обязательного исполнения и контроля.
В целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и окружающую природную среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья 24 июня 1998 г. принят Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1998 г. № 1360-р утвержден план подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации этого Закона, предусматривающий разработку проектов документов: "О порядке лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами"; "О порядке трансграничного перемещения отходов"; "О порядке паспортизации опасных отходов"; "О порядке ведения государственного реестра объектов размещения отходов и государственного кадастра отходов"; "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Под руководством и контролем территориальных органов Госкомэкологии России совершенствуется система учета и контроля обращения с отходами на каждом конкретном предприятии, разрабатываются лимиты образования и размещения отходов, взимаются платежи за их размещение. В основу взимания платы за размещение отходов положен принцип воздействия отходов на окружающую среду.
Государственная политика в сфере обращения с отходами ориентируется на создание системы управления отходами, внедрение перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов. Одно из направлений в данной сфере – экономия природных ресурсов за счет максимально возможного вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
Достижению указанных целей служат мероприятия, реализуемые в рамках федеральной целевой программы "Отходы" (государственный заказчик – Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды).
Выполнение программных мероприятий по переработке и обезвреживанию отходов предполагает: перерабатывать ежегодно около 55 млн. т отходов; достигнуть экономии первичного сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов на 20–25%; сократить площади земель, отчуждаемых под полигоны, отвалы и хранилища отходов, и ввести в хозяйственный оборот крупные земельные угодья, в прошлом занятые отходами; создать рынки ресурсосберегающих и малоотходных технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов.
Реализация мероприятий программы должна способствовать решению социальных проблем вследствие существенного сокращения негативного воздействия отходов на окружающую природную среду в районах их образования и размещения. Это позволит предотвратить уничтожение животного и растительного мира, увеличить продуктивность сельского хозяйства, высвободить для хозяйственных нужд десятки тысяч гектаров земель, создать новые рабочие места и повысить уровень занятости населения. В итоге будут снижены социальная напряженность в регионах с экологически неблагоприятной ситуацией и миграция населения из экологически неблагоприятных регионов в регионы с лучшими условиями проживания.
Регулирование в области импорта и экспорта отходов ведется в соответствии с обязательствами России по Базельской конвенции. Госкомэкологией России осуществляется работа по контролю за перевозками опасных отходов.
В 1998 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов" в Госкомэкологии России продолжались работы по выдаче разрешений на экспорт/импорт и транзит опасных отходов. В 1998 г. выдано 606 разрешений на трансграничные перевозки опасных отходов и решений для продукции, не относящейся к категории опасных отходов, регулируемых вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации. Из общего количества разрешений на трансграничные перевозки отходов выдано на транзит 288 разрешений (47,5%), на импорт – 172 разрешения (28,4%), на экспорт – 146 разрешений (24,1%).
Всего в 1998 г. в Российскую Федерацию Госкомэкологией России планировалось (по данным заключенных контрактов) ввезти 4940,8 т отходов (без учета гранулированного шлака). Это: стружка хромовая – 2000 т; рыбные отходы – 166 т; зола сланцевая циклонная – 180 т; титановый шлак – 1000 т; ванадийсодержащая зола – 500 т; отходы, содержащие ванадий для производства феррованадия – 500 т; отходы стекла – 300 т; свинецсодержащие отходы – 133 т; отходы фторопласта – 7,7 т; титановые отходы – 20 т; резиновый скрап – 128 т; отходы полевого шпата – 6,1 т. Значительную долю в импорте (более 50%) составляют шины, бывшие в употреблении, но сохранившие свои потребительские свойства и пригодные для дальнейшей эксплуатации (ГОСТ 25478-91 "Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки". – Москва, 1995).
Импорт отходов осуществлялся с целью их использования в технологических циклах действующих производств. Так, титановый шлак применяется для извлечения оксида титана в производстве титана губчатого и в качестве компонента при изготовлении флюсов сварочных электродов; ванадийсодержащую золу используют в составе агломерационной шихты для получения ванадийсодержащего агломерата; зола сланцевая используется в качестве тампонажного материала в технологии цементирования скважин; гранулированный шлак полностью используется в дорожном строительстве.
Экспорт отходов в 1998 г. составил 212,355 тыс. т. Наибольшие объемы экспортируемых из Российской Федерации отходов представлены следующими видами: гранулированный шлак – 101,0 тыс. т; отходы, содержащие алюминий – 63,21 тыс. т; свинецсодержащие отходы – 23,468 тыс. т; медьсодержащие шлаки – 10,70 тыс. т; лом и отходы цветных металлов и сплавов – 8,188 тыс. т. Кроме того, в меньших количествах экспортировались отработанные катализаторы; цинксодержащий шлак; отходы ферросплавного производства; отходы пластмасс, полиэтилена, полиуретана, полипропилена; отходы вискозной нити; отходы полиамидных волокон; гартцинк, изгарь свинцовая; шламы сернокислотного производства; отходы рогов животных; обрезки невулканизированного корда. В 1998 г. на металлолом экспортировано 7 плавсредств. Вышеназванные отходы экспортировались в следующие страны: Германия, Великобритания, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Италия, Испания, Чехия, Словения, Болгария, США, Китай, Турция, Япония, Тайвань, Пакистан, Украина, Казахстан, Узбекистан, Эстония, Кыргызстан.
Транзит представлен в основном бывшими в употреблении шинами. Единичные случаи – транзит шлаков, содержащих медь, титан и алюминий.
Экологический контроль за обращением с отходами, осуществляемый территориальными органами Госкомэкологии России, охватывает все виды деятельности, связанные с образованием, сбором, хранением, переработкой, транспортировкой и захоронением отходов производства и потребления.