ЭНЕРГЕТИКА СНГ: ОТ РАСПАДА СССР ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.
Заслуженный энергетик России В.И. ЛУЩЕНКО
Энергетика, которую мы потеряли.
СССР был страной-континентом: в нем проживало 5,5% населения планеты и осуществлялось 8% всего объема хозяйственной деятельности человечества. Ни одно государство земного шара не занимало такого пространства: площадь Канады -10 млн.км
2, Китая - 9,6; США - 9,4; Бразилии - 8,5; Франции - 0,55, а СССР 22,4 млн.км2, причем большая часть территории страны (56%) приходилась на северную холодную неземледельческую зону, где практически нет пахотных земель и очень мало населения. СССР полностью обеспечивал себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов (СССР обладал 6% достоверно известных мировых запасов нефти, 38% газа и 22% угля) и осуществлял экспорт энергетических ресурсов в значительных объемах. На долю топливно-энергетического комплекса (ТЭК) СССР приходилась одна пятая часть мирового производства энергоресурсов. Более 60% внутреннего грузооборота составляли топливные грузы.За 40 послевоенных лет в СССР, как раз к началу "перестройки", был создан высокоразвитый энергетический потенциал. Мощность электростанций (ЭС) увеличилась за это время более чем в 25 раз и достигла к концу 1985 г. 314,7 млн.кВт, а производство электроэнергии - 1545 млрд. кВт-ч. Основу энергетики составило современное крупноблочное оборудование тепловых и атомных ЭС единичной мощностью 300-1000 МВт.
Начиная с 1961 г. ежегодный ввод генерирующих мощностей на ЭС страны составлял около 10 млн. кВт, с 1991 г. - 1,5 млн. кВт. Опережающими темпами развивалась электроэнергетическая база в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, Киргизии, Молдавии, Белоруссии, республиках Закавказья и Прибалтики.
Единая энергосистема (ЕЭС).
В 1996 г. исполнилось 40 лет крупнейшей в мире Единой энергетической системе (ЕЭС), которая в СССР объединяла более
700 электростанций, суммарной мощностью свыше 288 млн.кВт. ЕЭС СССР охватывала территорию более 10 млн. км
2 с населением 220 млн. человек (рис. 1) и с 1978 г. была включена в параллельную работу с объединенными энергосистемами европейских стран-членов СЭВ, а также связана линиями электропередачи с энергохозяйствами Монголии, Финляндии, Норвегии и Турции. Создание ЕЭС позволило значительно повысить надежность и эффективность энергоснабжения страны и получить за счет межсистемного эффекта экономию, эквивалентную 15 млн. кВт установленной мощности.Единая энергетическая система СССР исключала возможность таких катастрофических аварий, которые имели место в США, Бельгии, Канаде, Франции, Швеции, и была бы высоко эффективна в условиях рыночной экономики.
ЕЭС СССР до разделения на ряд национальных энергосистем (рис. 2) имела многие преимущества (оптимальные перетоки, сбалансированное использование пиковых мощностей, общий резерв мощностей, оптимальный режим работы крупных блоков ТЭС и АЭС с соответствующей экономией расхода топлива).
После развала СССР ситуация коренным образом изменилась. Ряд регионов России оказался связан с основной электрической сетью страны через сети новых независимых государств, что создало сложности в управлении режимами ЕЭС России. Например, Псковская область часть электроэнергии получает от энергосистем Прибалтики и Белоруссии. Калининградская область не имеет электрической связи с Россией и снабжается электроэнергией от энергосистем Литвы и Белоруссии.
Северный Кавказ связан с ЕЭС России через энергосистему Украины, а Сибирь - через энергосистему Казахстана.
В 1992 г. Указом Президента РФ было создано Российское акционерное общество - РАО "ЕЭС России". Сейчас ЕЭС объединяет 440 электростанций России суммарной мощностью свыше 197 млн. кВт (на сегодня общая установленная мощность всех электростанций России составляет 215 млн. кВт, в том числе ТЭС - 150, ГЭС - 44, АЭС -21 млн. кВт).
После разделения ЕЭС энергетика многих республик (Украины, Казахстана, Грузии, Армении, Молдавии, Таджикистана) оказалась в плачевном состоянии. Национальные энергосистемы вышли из режима параллельной работы с ЕЭС России, хотя отдельные регионы СНГ поддерживают частоту электрического тока за счет ее электростанций (Харьковская, Актюбинская и Уральская области). Разделение энергосистем нанесло ущерб и России. Повысился дефицит мощностей в системе Южэнерго, в Калининградской области, значительно осложнилось энергоснабжение в Омской, Челябинской и Свердловской областях, резко снизились перетоки из энергоизбыточных регионов Сибири в западном направлении.
Проблема управления.
С разделом электроэнергетической собственности между странами СНГ изменилась структура управления электроэнергетикой. Возникла необходимость создания системы скоординированного управления планированием развития и функционированием электроэнергетики государств Содружества. Одиннадцать республик - членов СНГ заключили 14 февраля 1992 г. Соглашение "О координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики Содружества независимых государств". Был создан Электроэнергетический Совет СНГ и его постоянно работающий орган - Исполнительный комитет, принявший ряд важных решений для стабилизации электроэнергетики государств Содружества. Однако эффективной системы управления объединенной энергетикой создать не удалось. В результате выработка электроэнергии в странах СНГ упала на 30-40%, ухудшились экономические показатели отрасли: возросли потери электроэнергии на ее транспорт и удельный расход топлива на 1 кВт ч.
Рис.1.
Единая энергетическая система СССР.
отпущенной электроэнергии, ухудшились показатели качества электрической энергии, возросла удельная численность персонала. Увеличилось число ограничений и отключений потребителей. Неплатежи стран СНГ за поставляемые из России энергоресурсы составили в ценах 1999 г. около 25 млрд. руб. (табл.1).
В развитии экономического сотрудничества России со странами СНГ именно энергетический фактор играет ключевую роль, поскольку он способен укрепить их единство на основе общей технологической и экономической базы, единой научно-технической, инвестиционной и тарифной политики.
Энергоресурсы.
Еще не одно десятилетие мир будет обеспечивать себя энергией в основном за счет ископаемого топлива. По наличию энергоресурсов страны СНГ можно разделить на три группы:
- Россия, Казахстан, Туркменистан - имеют положительный баланс топливно-энергетических ресурсов;
- Азербайджан, Украина, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Эстония - частично удовлетворяют свои потребности, за счет собственных энергоресурсов;
- Белоруссия, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия и Армения - практически не имеют собственных энергоресурсов или удовлетворяют за счет собственных ресурсов не более 5-10% своих потребностей.
Снижение объемов добычи и производства основных видов топливно-энергетических ресурсов в России и большинстве государств Содружества принимает угрожающий характер (табл.2). Принимаемые меры по стабилизации экономики стран СНГ неизбежно потребуют опережающего роста объемов добычи и производства топливно-энергетических ресурсов. А для этого необходимы большие капитальные вложения и инвестиции, без которых может возникнуть напряженная ситуация с обеспечением народного хозяйства и населения стран СНГ топливно-энергетическими ресурсами.
В 1991 г. из России в бывшие республики СССР было поставлено 420 млн.т. основных видов топливно-энергетических ресурсов в условном исчислении. В 1995 г. эти поставки снизились до 143 млн.т., в том числе, поставки нефти - со 120 до 31 млн.т. (в 3,9 раза), угля - с 22 до 8 млн.т. (в 2,8 раза) и основных нефтепродуктов - с 26 до 2,6 млн.т. (в 10 раз).
В структуре поставок основных видов топливно-энергетических ресурсов в страны СНГ последовательно возрастает удельный вес природного газа (в 1991 г. он составил 46%, в 1994 г. - 56%. И в 1995 г. - 61,5%) и снижается объем и доля нефти и нефтепродуктов (соответственно с 50 до 38 и 31%). При намеченной на ближайшие годы стабилизации поставок жидкого топлива в эти страны сохранится тенденция увеличения доли поставок природного газа.
Снижение добычи топливно-энергетических ресурсов негативно сказывается на развитии электроэнергетики. Тенденция к снижению объема производства электроэнергии, наметившаяся в странах Содружества с 1991 г., сохранялась и в 1998 г. (табл.3).
Задолженность стран СНГ и Балтии за поставленные из России топливно-энергетические ресурсы (млн. руб. нач. на 1999 г.) |
||||||||||||
Страна |
Всего |
Нефть с газовым конденсатом |
Газ |
Уголь |
Электроэнергия |
Нефтепродукты |
||||||
|
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Беларусь |
5760,2 |
5418,8 |
357,8 |
276,9 |
4267,6 |
4267,6 |
11,7 |
1,4 |
1119,2 |
870,8 |
3,9 |
2,0 |
Грузия |
950,5 |
48,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
950,5 |
48,9 |
0,0 |
0,0 |
Казахстан |
9533,9 |
630,6 |
960,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
9,2 |
9,1 |
8547,9 |
619,9 |
16,0 |
1,6 |
Киргизия |
0,2 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,2 |
0,1 |
Молдавия |
8677,4 |
3477,4 |
0,0 |
0,0 |
8676,3 |
3477,3 |
0,7 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,4 |
0,0 |
Таджикистан |
348,2 |
0,3 |
346,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1,7 |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Туркмения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Узбекистан |
0,7 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,1 |
Украина |
24497,7 |
15516,0 |
1950,5 |
341,7 |
19650,0 |
13267,1 |
39,1 |
36,7 |
2856,4 |
1870,4 |
1,8 |
0,0 |
Азербайджан |
0,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,5 |
0,5 |
0,0 |
Итого по странам СНГ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
49769,3 |
25092,2 |
3615,6 |
618,6 |
32593,9 |
21012,0 |
63,0 |
47,6 |
13474,0 |
3410,0 |
22,9 |
3,8 |
|
Латвия |
79,2 |
70,9 |
52,4 |
52,4 |
0,0 |
0,0 |
5,7 |
3,3 |
5,9 |
0,0 |
15,2 |
15,2 |
Литва |
622,4 |
621,4 |
166,8 |
166,8 |
445,2 |
445,2 |
6,9 |
5,9 |
0,0 |
0,0 |
3,5 |
3,5 |
Эстония |
87,8 |
87,8 |
0,0 |
0,0 |
77,2 |
77,2 |
5,5 |
5,5 |
0,0 |
0,0 |
5,1 |
5,1 |
Итого по странам Балтии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
789,4 |
780,1 |
219,2 |
219,2 |
522,4 |
522,4 |
18,1 |
14,7 |
5,9 |
0,0 |
23,8 |
23,8 |
|
Всего |
50558,7 |
25872,3 |
3834,8 |
837,8 |
33116,3 |
21534,4 |
81,1 |
62,3 |
13479,9 |
3410,0 |
46,7 |
27,6 |
1 – всего с момента образования СНГ; 2 – в том числе за 1998 г. |
Проблемы ТЭК.
Несмотря на обостряющийся дефицит топливно-энергетических ресурсов, практически не решается задача сокращения потерь ежегодно сжигается свыше 6 млрд. м3 попутного газа, или 20% его ресурсов.
Во всех странах СНГ ситуация в отрасли остается сложной износ основных фондов составляет более 40%, действует значительное количество малоэкономичных электростанций, на которых расход условного топлива на отпущенный киловатт час на треть выше, чем в среднем по отрасли. В целом по Содружеству ввод мощностей электростанций сократился более чем в 5 раз - с 5,2 млн. кВт в 1990 г до 0,8 млн. кВт в 1998 г (на 1999 г запланирован ввод 1,3 млн. кВт новых мощностей). Длительное отставание ввода новых мощностей не позволяет вывести из эксплуатации старые, отработавшие нормативный ресурс. Фактический резерв мощностей в энергосистемах в настоящее время в 2-3 раза ниже нормативного.
Остается высоким расход электроэнергии на ее транспортировку в сетях. Ежегодно при передаче электроэнергии в сетях общего пользования теряется около 120 млрд. кВт ч, что составляет 9% от общего объема потребления электроэнергии странами Содружества, в том числе в Белоруссии и на Украине - 11%, Азербайджане и Киргизии - до 20%, в то время как в Японии этот показатель составляет 3,9%, в Германии - 4,1%, во Франции - 7,0%.
Крайне актуальна проблема обеспечения надежного функционирования всех видов, систем и коммуникаций по транспортировке топливно-энергетических ресурсов из России в Европу и другие регионы мира, проходящие ныне по территории наших соседей.
Катастрофически растет износ основных производственных фондов предприятий ТЭК государств Содружества. Две трети их уже отработали свой ресурс, а работы по модернизации и реконструкции практически не ведутся Нефтепроводы в основном по строены еще в 50-60-х гг. (45% из них эксплуатируются свыше 20 лет) и в последние годы практически не строились, в этом мы сильно отстаем от других развитых стран Износ оборудования в нефтеперерабатывающей промышленности достиг 80%.
В газовой промышленности 30% газоперекачивающих агрегатов уже отработали свой ресурс, и еще 35% приближаются к нему. Многие из них имеют низкий КПД, в результате чего перерасходуется большое количество газа. Более 30% газопроводов так же эксплуатируются свыше 20 лет.
Объем ремонтных работ на линиях электропередачи и газопроводах составляет не более 25-30% от необходимого.
В угольной промышленности более половины шахт находятся в эксплуатации свыше 30 лет без реконструкции.
В электроэнергетике более 40% технологического оборудования требует замены или Модернизации
Таблица 2. Снижение показателей производства в СНГ и России за 1991-1995 гг. |
||||
Показатель |
СНГ |
Россия |
||
в% |
в абсолютных цифрах |
в% |
в абсолютных цифрах |
|
ВНП |
42 |
41 |
||
Добыча нефти |
||||
(с конденсатом) |
31,4 |
с 516 до 354 млн. т. |
33,7 |
с 462 до 307 млн. т. |
Добыча природного газа |
12,3 |
с 810,6 до 711 млрдм 3 |
7,5 |
с 643 до 595 млрд. м 3 |
Добыча угля |
31,8 |
с 629 до 429 млн. т. |
25,8 |
с 353 до 262 млн. т. |
Производство основных |
||||
видов нефтепродуктов |
||||
(автомобильного |
||||
бензина, дизельного |
||||
топлива и топочного |
||||
мазута) |
40,2 |
с317до790млнт |
32,7 |
с 208 до 140 млн. т. |
Производство |
с1630до |
с 1068 до |
||
электроэнергии |
22,2 |
1260 млрд. кВт ч |
28,8 |
860 млрд. кВт ч. |
Производство электроэнергии в странах Содружества' |
||||||||||
|
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
Азербайджан |
23,3 |
23,2 |
23,5 |
19,8 |
19,0 |
17,6 |
17,0 |
17,0 |
16,8 |
17,9 |
98,7 |
100 |
101,3 |
83,8 |
96,4 |
92,6 |
97,1 |
100 |
99 |
107 |
|
Армения |
12,1 |
10,4 |
9,6 |
9,0 |
6,3 |
5,7 |
5,6 |
6,3 |
5,9 |
6,2 |
79,1 |
86 |
92,3 |
93,8 |
70 |
90,5 |
98,2 |
112,3 |
93,7 |
105 |
|
Беларусь |
38,5 |
39,5 |
38,7 |
37,6 |
33,4 |
31,4 |
24,9 |
23,7 |
26,1 |
23,5 |
100,8 |
102,6 |
97,8 |
97,2 |
88,8 |
94 |
79 |
95,2 |
110 |
90 |
|
Грузия |
14,2 |
14,2 |
13,4 |
11,5 |
10,2 |
6,8 |
6,8 |
7,1 |
7,1 |
8,1 |
100 |
100 |
94 |
85,8 |
88,6 |
66,6 |
100 |
104,4 |
100 |
114 |
|
Казахстан |
89,7 |
87,4 |
86 |
82,7 |
77,4 |
66,4 |
65,7 |
58,7 |
52,0 |
49,8 |
101,5 |
97,4 |
98,4 |
96,2 |
93,6 |
85,8 |
98,9 |
89,3 |
88,5 |
96 |
|
Кыргызстан |
15,1 |
13,4 |
14,2 |
12,0 |
11,3 |
12,9 |
12,3 |
13,7 |
12,6 |
11,6 |
106,3 |
88,7 |
106 |
84,5 |
94,2 |
114,2 |
95,3 |
111,4 |
92 |
92 |
|
Молдова |
17,0 |
15,7 |
13,2 |
11,2 |
10,4 |
8,2 |
1,1 |
1,4 |
1,4 |
1,2 |
100 |
92,4 |
84,1 |
84,8 |
92,9 |
78,8 |
13,4 |
127,3 |
100 |
86 |
|
Россия |
1077 |
1082 |
1068 |
1008 |
957 |
876 |
860 |
847 |
834 |
826 |
101 |
100,5 |
98,7 |
94,4 |
94,9 |
91,5 |
98,2 |
98,5 |
98,5 |
99,1 |
|
Таджикистан |
15,3 |
18,1 |
17,6 |
16,8 |
17,7 |
17,0 |
14,8 |
15,0 |
14,0 |
14,4 |
81,4 |
118,3 |
97,2 |
95,5 |
105,4 |
96 |
87,1 |
101,4 |
93,3 |
103 |
|
Туркменистан |
14,5 |
14,6 |
15,0 |
13,2 |
12,6 |
10,5 |
9,8 |
10,1 |
9,5 |
9,5 |
112,4 |
100,7 |
102,7 |
88 |
95,5 |
83,3 |
93,3 |
103,1 |
94,1 |
100 |
|
Узбекистан |
55,9 |
56,3 |
54,2 |
50,9 |
49,1 |
47,8 |
47,4 |
45,4 |
46,4 |
45,9 |
110,5 |
100,7 |
96,3 |
93,9 |
96,5 |
97,4 |
99,2 |
95,8 |
100,2 |
99,8 |
|
Украина |
295 |
298 |
279 |
253 |
230 |
203 |
192 |
181 |
176 |
172 |
99,3 |
101 |
93,6 |
90,7 |
90,9 |
88,3 |
94,6 |
94,3 |
97,2 |
98 |
|
Всего |
1667,6 |
1672,8 |
1632,4 |
1525,7 |
1434,4 |
1303,3 |
1257,4 |
1226,4 |
1200,9 |
1200,5 |
- |
100,3 |
97,6 |
93,5 |
94 |
90,9 |
96,5 |
97,5 |
97,9 |
99,9 |
Протяженность систем магистральных трубопроводов стран СНГ составляет около 300 тыс. км, из них две трети находится на территории России. Значительная часть их также устарела.
Из 330 млн. кВт установленной мощности электростанций в СНГ 215 млн. кВт - российские, из 190 тыс. км магистральных линий электропередачи - две трети находятся на территории России. Все они имеют примерно одинаковый технологический и технический уровень основных фондов и сооружений, так как проектировались и сооружались по единым нормативным документам с использованием труб, арматуры и оборудования одного класса. Одинаковым является и общее (во многом неудовлетворительное) состояние основных фондов ТЭКа стран СНГ. Совершенно недостаточен объем ввода в действие новых электрогенерирующих мощностей для замены изношенного оборудования, в результате чего растет аварийность на электростанциях и удельные расходы топлива на выработку электроэнергии и теплоты.
Распад СССР создал для России и ряда других стран СНГ и Балтии принципиально новую транспортно-коммуникационную ситуацию по обеспечению вывоза в другие страны топливно-энергетических ресурсов.
Россия лишилась многих портов и терминалов на Балтийском и Черном морях, большинство трубопроводных систем, ориентированных на Европу, также отошли к другим странам СНГ. Более 95% экспортируемого Россией на Запад природного газа подается транзитом по магистральным газопроводам, проложенным по территории Украины и 3% - Белоруссии. Эти страны, особенно Украина, устанавливая тарифы и режимы пропуска транзитных энергоресурсов, получили возможность оказания определенного давления на Россию.
Россия же стала государством, через транспортную инфраструктуру которой поставляются потребителям Украины, стран Закавказья и, на экспорт в другие страны природный газ Туркменистана, нефть Казахстана.
Интеграция энергетики: проблемы и перспективы.
Учитывая ключевую роль энергетики в экономическом и социальном развитии стран СНГ, их заинтересованность в совместном решении проблем энергообеспечения, Россия системно проводит линию на развитие и углубление интеграционных процессов. При этом учитываются объективные преимущества совместной работы в согласованных режимах крупных (объединенных) электро-, газо-, нефте- и нефтепродукте-1 снабжающих систем, а также входящих в них сооружений и объектов.
В целом, исходя из долговременных национально-государственных интересов России и других стран СНГ, задач укрепления национальной, в том числе энергетической, безопасности, курс на активное развитие сотрудничества и, прежде всего, на интеграцию в рамках СНГ представляется нам безальтернативным.
Важно, чтобы это сотрудничество носило многосекторный, сбалансированный и прагматичный характер. При этом необходимо осуществить комплекс мер, среди которых, в частности, разработка нормативно-правовой базы сотрудничества, создание координирующих органов, поддержка производственной и научно-технической кооперации.
Однако, при определенной общности провозглашенных целей и принципов рыночных преобразований реформы в странах СНГ проводятся с большими различиями по темпам, методам и направлениям. Увеличивается разрыв в темпах и методах проведения экономических реформ, по ряду принципиальных вопросов принимаются разные законодательные акты, что затрудняет решение практических вопросов.
В результате возникли существенные различия в формирующихся в странах СНГ и Балтии хозяйственных механизмах, в том числе по степени государственного управления и свободы предпринимательства, уровню и механизмам приватизации предприятий, системам ценообразования и налогообложения, внешней открытости экономики.
Интеграционному процессу на постсоветском пространстве препятствуют серьезные расхождения в отношениях между странами СНГ и Балтии. Многие из них опасаются, что интеграция будет сопровождаться для них утратой части суверенитета и усилением влияния России. В результате страны Балтии отказались войти в состав СНГ, Украина присоединилась к Экономическому союзу СНГ лишь в качестве ассоциированного члена. Сдержанно подходят к углублению многосторонних интеграционных связей в Содружестве Туркменистан, Азербайджан, Молдавия и Грузия, предпочитая двусторонние взаимоотношения.
В энергетической сфере западноевропейские страны проявляют предельную односторонность и эгоистичность, стремясь подчинить страны СНГ своим правилам игры в сложившейся системе экономических и политических координат, и политика энергетической интеграции России с другими странами СНГ воспринимается ими как угроза своим интересам.
Для нас совершенно объективной представляется такая позиция: Россия со всеми ее ресурсами и вековыми связями является естественным мостом в СНГ между Востоком и Западом, Севером и Югом. Поэтому она должна участвовать и присутствовать во всех исторически освоенных ею регионах.
Со стороны государств Запада широко проявляется дифференцированный подход к странам СНГ и Балтии, рассчитанный на их разобщение и противопоставление. Его составной частью является всемерная поддержка суверенизации стран СНГ и Балтии, нагнетание опасении по поводу
"имперских притязаний" России. Обращают на себя внимание усиливающиеся попытки со стороны Запада разыграть "украинскую карту". Свои акции Запад подкрепляет, в частности, обещаниями щедрой помощи в реструктуризации украинской экономики, модернизации ТЭКа республики, решении проблемы Чернобыльской АЭС, разведке и освоении месторождений углеводородов в акватории Черного и Азовского морей.Польша, Чехия, Венгрия и Словакия проводят активную работу по привлечению Украины, Белоруссии и стран Балтии в проектируемый черноморско-балтийский союз и создание балтийско-черноморского нефтегазового коллектора со всеми вытекающими отсюда для российской экономики последствиями по переориентации направлений транспортных потоков нефти и газа с разрушением транзитной схемы поставок российских энергоресурсов в Европу.
Однако де-факто в основном сохраняется топливно-энергетическая "привязка" стран СНГ и Балтии к России, несмотря на принимаемые меры по развитию собственных энергетических баз, в том числе для выхода на мировой энергетический рынок и изменения источников импорта топливно-энергетических ресурсов.
После создания СНГ прошло более 6 лет. В бывших союзных республиках живут люди, которые связаны бесчисленными узами Дружбы и родства. Объективно есть еще и общность интересов стран СНГ. При этом следует иметь в виду: никто не горит желанием помочь нам стать сильными государствами. Развитые страны Запада рассматривают нас как рынки сбыта их продукции и поставщиков сырья. Страны СНГ могут достичь успеха и завоевать свое место под солнцем, базируясь на реальном торгово-экономическом взаимодействии друг с другом. Для этого нужно желание народов, воля руководителей и реализация этой воли умной, продуманной и стратегически выверенной политикой. Содружество должно превратиться в реальную созидательную силу.
По оценкам специалистов рынок обмена электроэнергией по оси Восток-Запад в рамках Балтийского кольца в ближайшие 5 лет мог бы достичь 10 млрд. кВт ч в год, в рамках Черноморского содружества ,-8 млрд. кВт ч и в Центральной Европе - 1в млрд. кВт-ч в год, не считая поставок, электроэнергии из России в страны СНГ. В условиях политического доверия создание Единой синхронно работающей электроэнергетической системы Европы могло бы стать важным фактором социальной и политической стабильности в Европе, залогом энергетической безопасности в долгосрочной перспективе.
Длительный опыт работы энергосистемы "Мир" (суммарной установленной мощностью 400 млн. кВт> показал, что принципиальных ограничений масштабов такого рода объединений нет.
Политику и стратегию в области электроэнергетики на Западе Европы определяет UCPTE, объединяющая 12 государств (Бельгия, Германия, 'Испания, Франция, Греция, Италия, Югославия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Швейцария, Португалия), на Востоке - ЕЭС России. Особую
роль играют энергообъединения: NORDEL, в которое входят энергосистемы пяти стран (Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании и Исландии)с общей установленной мощностью электростанций 60 млн. кВт, и CENTREL, объединяющая энергосистемы Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, общей мощностью 60 млн. кВт. В этой связи следует отметить региональные проекты объединения энергосистем: "Балтийское кольцо" (Беларусь, Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция и Эстония), объединение энергосистем стран Черноморского экономического сотрудничества (Азербайджан, Албания, Армения, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Украина), энергомост "Восток-Запад".Идеи единой энергетической Европы нашли воплощение в основных положениях Европейской Энергетической Хартии и Договора к ней, в формировании и развитии общеевропейского рынка электрической энергии. Нам необходимо разумно оценить реальность и возможности нашей ниши в мировом сообществе.