Электрическая
часть АЭС состоит из главной схемы и схемы
электрических соединений собственных нужд.
На рисунке представлена принципиальная
электрическая схема ЛАЭС. К главной схеме
относятся: генераторы, блочные
трансформаторы, открытые
распределительные устройства 110 кВ, 330 кВ и
750 кВ (ОРУ-110 кВ, ОРУ-330 кВ, ОРУ-750 кВ). Каждый
энергоблок имеет два турбогенератора
мощностью по 500 МВт и напряжением 20 кВ.
Генераторы
первой очереди присоединены к ОРУ-330 кВ
через двуобмоточные повышающие
трансформаторы мощностью по 630 МВА и
напряжением 20/330 кВ с выключателями
нагрузки на генераторном напряжении.
ОРУ-330
кВ выполнено по симметричной «полуторной»
схеме с тремя выключателями на два
присоединения. В качестве коммутационных
аппаратов используются воздушные баковые
выключатели. Связь с энергосистемой по
напряжению 330 кВ осуществляется тремя
линиями электропередачи.
Генераторы
второй очереди присоединены к ОРУ-750 кВ
через две группы однофазных
трансформаторов суммарной мощностью одной
группы 1251 МВА и напряжением 20/750 кВ с двумя
последовательными выключателями на
генераторном напряжении. К одной группе
трансформаторов присоединены два
генератора, относящиеся к одному блоку.
ОРУ-750
кВ выполнено по схеме «четырехугольника» с
воздушными выключателями и
разъединителями подвесного типа. Связь с
энергосистемой на напряжении 750 кВ
осуществляется по одной линии. Схема «четырехугольника»
предусматривает возможность ее развития в
«полуторную» схему.
ОРУ-750
кВ связано с ОРУ-330 кВ с помощью
автотрансформатора связи, состоящего из
одной группы однофазных
автотрансформаторов суммарной мощностью
1000 МВА и напряжением 750/330 кВ.
Автотрансформатор связи предусматривает
продольное и поперечное регулирование
напряжения под нагрузкой, что позволяет
регулировать перетоки активной и
реактивной мощности из системы 330 кВ в
систему 750 кВ и наоборот.
ОРУ-110
кВ выполнено по схеме «две системы шин с
обходной» и шиносоединительными
выключателями между рабочими системами шин.
В качестве коммутационных аппаратов
применены масляные выключатели. ОРУ-110 кВ
связано с энергосистемой с помощью пяти
линий электропередачи и имеет две линии
связи с шинами 110 кВ Нарвской ГЭС. ОРУ-110 кВ
связано с ОРУ-330 кВ двумя
автотрансформаторами связи единичной
мощностью 200 МВА и напряжением 110/330 кВ.
От
ОРУ-110 кВ запитаны четыре пускорезервных
трансформатора (ПРТ) собственных нужд
блоков (по одному на блок) единичной
мощностью 63 МВА и напряжением 110/6 кВ и пять
тупиковых линий для питания потребителей.
Для обеспечения электроснабжения ПРТ при
исчезновении напряжения на шинах 110 кВ на
ОРУ-110 кВ и Нарвской ГЭС установлена
автоматика выделения резервного источника
питания (АВРИП), которая автоматически
отключает от ОРУ-110 кВ всех потребителей,
кроме выключателей ПРТ и линий связи с
Нарвской ГЭС.
Управление
и сигнализация электрической частью ЛАЭС
осуществляется с центрального щита
управления (ЦЩУ) каждой очереди станции и с
блочного щита управления (БЩУ) каждого
энергоблока. С ЦЩУ первой очереди
производится управление оборудованием ОРУ-110
кВ и ОРУ-330 кВ. С ЦЩУ второй очереди
производится управление оборудованием ОРУ-750
кВ. С БЩУ осуществляется управление
генераторами и схемами собственных нужд
данного блока.
На
каждом энергоблоке второй очереди ЛАЭС
предусмотрен резервный щит управления (РЩУ),
с которого производится останов и
расхолаживание блока в аварийной ситуации,
делающей невозможным управление с БЩУ. На
РЩУ выполнен дублирующий контроль и
сигнализация состояния секций 6 и 0,4 кВ
надежного питания и групповое включение
дизель-генераторов блока.