Смоленская АС
расположена недалеко от западной границы
России, в Смоленской области. Ближайшие
региональные центры: Смоленск - 150 км,
Брянск - 180 км, Москва - 350 км.
На Смоленской АЭС эксплуатируются три
энергоблока с реакторами РБМК-1000.
Проектом предусматривалось строительство
двух очередей, по два блока с общими
вспомогательными сооружениями и системами
в каждой, но в связи с прекращением в 1986
году строительства четвертого энергоблока
вторая очередь осталась незавершенной.
Первая очередь Смоленской АЭС относится ко
второму поколению АЭС с реакторами
РБМК-1000, вторая очередь - к третьему.
Замедлителем нейтронов в реакторах этого
типа служит графит, в качестве теплоносителя
используется вода. Все энергоблоки оснащены
системами локализации аварий,
исключающими выброс радиоактивных
веществ в окружающую среду даже при самых
тяжелых предусмотренных проектом авариях,
связанных с полным разрывом трубопроводов
контура охлаждения реактора максимального
диаметра.
Все оборудование контура охлаждения
размещено в герметичных железобетонных
боксах, выдерживающих давление до
4,5кгс/см2.
Для конденсации пара в аварийных режимах в
составе системы локализации аварий
предусмотрен бассейн - барботер,
расположенный под реактором, с запасом
воды около 3000 м3. Специальные системы
обеспечивают надежный отвод тепла от
реактора даже при полной потере станцией
электроснабжения с учетом возможных
отказов оборудования.
Для нужд технического водоснабжения на реке
Десна было создано искусственное
водохранилище площадью 42 км, для
обеспечения населения хозяйственной и
питьевой водой используются подземные
воды.
Теплоснабжение промплощадки и города в
нормальном режиме обеспечивается от любого
энергоблока через специальный
промежуточный контур, исключающий
попадание активированных веществ в
теплосети при повреждениях оборудования.
При останове всех трех блоков в работу
включается пускорезервная котельная.
Энергоблоки с реакторами РБМК-1000
одноконтурного типа. Это означает, что пар
для турбин вырабатывается непосредственно
из воды, охлаждающей реактор. В состав
каждого энергоблока входят: один реактор
тепловой мощностью 3200 МВт и два
турбогенератора электрической мощностью по
500 МВт каждый. Турбогенераторы
установлены в общем для всех трех блоков
турбинном зале длиной около 600 м, каждый
реактор расположен в отдельном здании.
Станция работает только в базовом режиме, ее
нагрузка не зависит от изменения
потребностей энергосистемы.
За 1999 год Смоленская АЭС выработала
19809 млн. кВт часов электрической энергии,
при плане 18883 млн. кВт часов
электрической энергии.
Десногорск - город, построенный для
обслуживающего персонала АЭС на берегу
живописного искусственного водохранилища,
созданного на реке Десна. Расположен он в 3
км от АЭС. Население города около 40 тыс.
человек. Застроен город девяти и
шестнадцатиэтажными домами.
Инфраструктура Десногорска обычна для
большинства современных российских
городов. Десногорцы обеспечены
медицинскими учреждениями, телефонной
связью, кабельным и спутниковым
телевидением, транспортом, предприятиями
торговли и бытовых услуг. Кроме АЭС и
вспомогательных производств, других
промышленных предприятий в городе нет.
Показатели безопасности
Защита от попадания
радиоактивных
веществ в
окружающую среду
построена по
принципу
последовательных
барьеров, состояние
которых находится
под постоянным
контролем.
Первый барьер - оболочка ТВЭЛа
(тепловыделяющего элемента). При
нарушении ее герметичности газообразные
продукты деления урана попадают в воду
контура многократной принудительной
циркуляции, увеличивая ее радиоактивность.
Для определения дефектных кассет
предусмотрена система контроля
герметичности оболочек, принцип работы
которой основан на измерении радиационного
излучения пароводяной смеси на выходе из
каждого канала.
В случае появления негерметичной кассеты
последняя извлекается из реактора и на ее
место устанавливается новая.
Второй барьер - технологические каналы и
оборудование КМПЦ (контура многократной
принудительной циркуляции). Состояние
технологических каналов контролируется по
составу азотно-гелиевой смеси,
прокачиваемой через реакторное пространство
по зазорам между графитовыми колоннами и
каналами. Азотно-гелиевая смесь обладает
очень низкой теплоемкостью, и несмотря на
то, что ее температура на выходе из реактора
достаточно высока, быстро остывает. Если
плотность технологического канала
нарушается, в азотно-гелиевую смесь попадает
пар, вызывая резкое увеличение ее
теплоемкости. Смесь не успевает остывать, ее
температура после реактора повышается.
Система контроля целостности
технологических каналов позволяет точно
определить дефектный канал по изменению
температуры азотно-гелиевой смеси. Кроме
того, она обеспечивает групповой (по 80
каналов в группе) контроль влажности смеси
на выходе из реактора.
Конструкция РБМК позволяет заменить
дефектный канал во время останова реактора.
Оборудование КМПЦ размещено в
герметичных (прочно - плотных) боксах.
Измерение температуры, давления и
аэрозольной активности в них обеспечивает
возможность определения даже
незначительных протечек из контура.
Третий барьер - железобетонные стены
помещений оборудования КМПЦ.
Температурный режим строительных
конструкций создается специальной системой
их охлаждения. Температура бетона постоянно
контролируется и регистрируется. Сбор и
обработка данных о технологических
параметрах энергоблока с выдачей
информации операторам выполняются
системой централизованного контроля "Скала"
- мощным вычислительным комплексом.
Кроме непосредственно измеряемых
параметров - расходов, температур, давлений,
уровней- система предоставляет информацию
и о расчетных (например, мощности
топливных кассет в технологических каналах,
паросодержание на выходе из каналов, номера
каналов максимальной или минимальной
мощности). При отклонении основных
параметров за установленные пределы
выдается световая и звуковая сигнализация с
указанием конкретного параметра. Для
измерения распределения энерговыделения по
объему активной зоны предусмотрена система
физического контроля распределения
энерговыделения (СФКРЭ). Радиальное
распределение контролируется 130 датчиками,
установленными в полые центральные
стержни топливных кассет, высотное - 12
датчиками, установленными в специальные
каналы, входящие в контур охлаждения
стержней управления и защиты.